Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество11 ноября 2003 10:33

Заселят ли китайцы Сибирь и Дальний Восток?

Такой вопрос, как выяснил наш спецкор Николай Варсегов, все больше мучает жителей краев, которыми когда-то «прирастала Россия»
На Дальнем Востоке всякая стройка с китайским лицом.

На Дальнем Востоке всякая стройка с китайским лицом.

(Продолжение. Начало в номере за 11 ноября.)

В первой части очарованный странник поразился несметному числу китайцев, заполонивших наш Дальний Восток.

Откуда они взялись?

Уж сколько их пропало в нашей бездне!

Китаец Лю работал в России десятый год. В последнее время Лю бригадирил над соотечественниками на картофельных плантациях местного фермера Шубина. Бизнес шел хорошо, но пагубное пристрастие Лю к азартным играм довело его до греха. Задолжав мафии неподъемную сумму, Лю решил тихо повеситься и завещал товарищам схоронить его тайно. Товарищи так и сделали, а потом сообщили Шубину о внезапном отъезде бригадира по делам в Хабаровск.

Так никто бы ничего не узнал, только наш фермер Шубин вышел ночью на вой старой собаки, голосившей под лунным светом у какого-то свежего бугорка под межой капустного поля. А когда раскопал под тем бугорком «убывшего в Хабаровск» своего китайского партнера, то тут же явился в органы. Органы были мистически ошарашены, так как по всем отчетам паспортно-визовой службы покойник Лю и восемь погребших его рабочих давно уж выехали в Китай... Уфологи объявили сей факт сшибкой Времени и Пространства. Но после все объяснилось простым разгильдяйством. Посему нету смысла дурить читателя официальными сводками по количеству приезжающих к нам и убывающих восвояси китайцев, так как на бескрайних просторах Дальневостокщины вообще сосчитать что-либо не по силам никакому, извините, педанту.

- Да в России, когда самолет упадет или лодка утонет, неделями документы перебирают, никак посчитать не могут, сколько там на борту людей находилось! - искренне удивился моим вопросам генеральный директор центрального рынка в городе Благовещенске Владимир Хохлов, глядя из окна своего кабинета на мельтешащую до горизонта черноголовую массу. - А вы говорите: посчитать китайцев на нашем Дальнем Востоке?! В этом наука пока что бессильна!

Однако председатель Комитета международных внешнеэкономических связей при администрации Амурской области Николай Савин уверен, что учет китайцев на Дальнем Востоке ведется строгий и всякие там «невыездники» не более чем персонажи репортерских легенд, сказов, преданий.

На Дальнем Востоке много солидных организаций с ногастыми секретаршами и компьютерами для покера, но назначения непонятного даже для работающих в них сотрудников. И я сконфуженно попытал уважаемого председателя, удивленно косясь на молчащие уж с полчаса телефоны: чем занимается его комитет? Николай Львович слегка задумался и ответил:

- Мы координируем политику органов федеральных служб. Они нам, конечно, не подчиняются, но мы можем давать им советы. Например? Ну, например, люди жалуются в администрацию: «Затор на таможне!» - и мы предлагаем таможенникам увеличить количество пропускных стоек.

- И они увеличивают?!

- Они обычно нам отвечают, что не хватает сотрудников.

Как плодятся невозвращенцы

В Россию разрешено пускать ограниченное число иностранных рабочих. В 2003 году нашу рабвизу получили 538 000 счастливчиков. Большинство приехали строить Москву и Питер, черпать тюменскую нефть и т. д. В Приморье, например, - 15 000 китайцев и корейцев заступили на трудовую вахту. Амурскую область удостоили чести 8000 гастарбайтеров. Через год их виза закончится, но на родину большинство из них не вернется. Одни женятся, другие купят гражданство, третьи, как покойный китаец Лю и его команда, «уедут» согласно фальшивой отчетности. А еще к нам прут несметным числом под личиной туристов просто злостные нелегалы, большинство которых - китайцы. Они оседают в китайских подпольях при рынках больших городов, производят товар от конопли и водки до костюмов «Версаче». Дабы не быть голословным, расскажу такой случай. У директора центрального рынка в Хабаровске Игоря Симонова я спросил: сколько китайцев стоит у него за прилавком?

- Ни одного! - отрезал директор. - У рынка вообще нет квоты на иностранную рабочую силу, и мы не можем сюда их пустить!

- А эти? - спросил я, сузив глаза.

- А это все местные корейцы, вьетнамцы...

То же самое подтвердил начальник службы безопасности рынка Михаил Глозман. Но...

- Моему боссу нужны китайцы на стройку особняка, - шепнул я рыночным барыгам, и меня тут же свели с китайцем-переводчиком Димой. Дима пообещал лучших спецов. Заодно в свойской беседе выяснилось, что ежедневно на рынке трудятся 200 - 300 китайских «туристов».

- А менты не прессуют?

- Со всеми можно договориться, - сообщил Дима.

А директор с охраной даже не подозревают, что под маской местных у них столько китайцев трудятся!

Хабаровское ТВ то и дело крутит сюжеты: ребята в масках шерстят какой-то очередной подпольный цех по производству, например, клейкой ленты, ставят к стенке и щупают граждан Китая, особенно китаянок. Хозяин (хозяйка) этого цеха-сарая потрясенно таращит глаза, совершенно не понимая, откуда взялись тут у них эти китайцы, да еще со своим производством?!

Для облавы на китайцев в каждом крае и области Дальневосточья есть своя миграционная служба. В Хабаровске я познакомился с начальником таковой Сундеевым Виктором Ивановичем. Покопались в бумагах. В прошлом, 2002 году через китайско-хабаровскую границу (без учета Еврейской республики) к нам приехали 37 000 китайцев, вернулись обратно 33 000. Куда делись 4000 - черт их знает!

По данным пресс-службы ГУ МВД РФ в Дальневосточном федеральном округе, границу Приморского, Хабаровского краев и Амурской области ежегодно пересекают официально 300 - 350 тысяч китайцев.

В штате у Виктора Ивановича 83 сотрудника, включая уборщицу, на весь огромный Хабаровский край. И только 6 человек работают по отлову незаконных мигрантов. Притом хабаровская миграционная служба считается самой сильной по округу. За 8 месяцев сего года только на рынках края выловлено 743 иностранных нелегала. Но если китайца-невозвращенца можно посадить в посудину и оттолкнуть к другому берегу Амура, то с нелегалом-молдаванином, например, сущий ад! Ему надо купить билет Хабаровск - Москва - Кишинев,

проводить в аэропорт, и нет гарантии, что из Москвы он улетучится в Кишинев.

В Хабаровске есть армянин по кличке Бумеранг. Его много раз высылали в Армению, после плюнули, решили - дешевле предоставить гражданство.

Русский город Хабаровск от окраин своих сразу же переходит в китайский «Хибаровск», застроенный вдоль дорог хибарами земледельцев-китайцев. Огромные поля, сданные им в аренду, плодоносят капустой, помидорами, соей, а дальше к Владивостоку - даже арбузами. При глобальной безработице местного населения на Дальнем Востоке наши предприниматели всюду стараются привлекать китайскую рабсилу. Потому что: китаец не качает права, приплаты не требует, почти что не пьет, ворует немного и пашет как проклятый.

В русский рай попасть непросто

Китайцам житуха в России - даже на Дальнем Востоке - кажется раем. Дрова повсюду бесплатно валяются, трапеза под ногами квакает, лает. «Здесь можно запросто жить без денег!» - заявляют они журналистам.

- Китайские перебежчики у нас - дело обычное, - рассказывает зам. прокурора города Спасска-Дальнего в Приморском крае Валерий Абрамов. - Как ни крепи границу, все равно находят лазейки. Прошлой зимой нашли под городом двух насмерть обмороженных нарушителей и одного живого без документов. Последнего несколько месяцев держали в приемнике-распределителе, пока китайцы вели его опознание. Так он, как и все китайские перебежчики, слезно нас умолял: «Оставьте меня пожизненно в вашей тюрьме, здесь так хорошо кормят, я буду в тюрьме работать!» Отправили бедолагу. Я сам, клянусь Богом, - зам. прокурора перекрестился, - видел в Китае два диких случая. Первый: на базаре один молодой китаец украл какой-то копеечный гребешок, так его схватили и запинали почти что насмерть. Приехала полиция, кинула его, как бревно, в автозак и никаких вопросов торговцам не задала. А еще у меня на глазах китайцы передавали северокорейским пограничникам восьмерых корейцев-перебежчиков. Северные корейцы тоже часто бегут в Китай от еще более страшной, голодной жизни. Если китайца, убежавшего к нам, ждет дома долгая каторга, то корейца, удравшего в Китай, на родине встретит только пуля. И вот китайцы высадили корейцев из грузовика, каждого прошили под нижнее ребро тонкой стальной проволокой, той же проволокой привязали друг к другу и отправили такой вот орущей от боли кровавой цепочкой на корейскую сторону! Это я сам видел, истинный Бог! - он снова перекрестился. - Потому-то у нас китайцы и северные корейцы готовы на лесоповале зубами деревья грызть, лишь бы на родину не вертаться. Которые попроворнее, бегут в глубь России, потрутся в китайском подполье где-то на рынке, после купят российские паспорта и назовутся якутами да тунгусами...

В Китае, известно, в 1979 году запретили в семьях производить на свет более одного ребенка. (В последнее время в сельской местности разрешили двоих.) Конечно же, гигантскую родильную машину, самую мощную в мире, с ходу затормозить не удалось, и сколько сейчас в Китае «неразрешенных» людей, не знает ни одна разведка. Никаких документов им иметь не положено, и в переписи они не числятся. Таких с рождения зачисляют в изгои. За каждого лишнего семья должна заплатить штраф до полутора тысяч долларов. Нет денег - дом отберут. В школу его могут взять только за отдельную высокую плату. Как люди без паспортов, они не имеют права ни на какую работу в своей стране, где и «нормальному»-то человеку с трудоустройством крайне тяжко. Только лучшие из таких попадают в китайскую мафию «Триаду», другим же надо искать спасения за границей.

Детородный эксперимент шибко ударил и по «законнорожденным». Всякая восточная семья, понятно, старается завести сына. И если УЗИ показывает девочку, ей часто грозит аборт. Потому на сегодня среди молодых китайцев большой перебор мужчин, словно перед войной. Тут еще и американские ученые-паникеры в прессе страх нагоняют: дескать, такой вывих демографический приведет Китай непременно к большой войне, в которой только Россия потеряет до 45 миллионов.

Трудно выйти замуж за китайца

А пока что китайские холостяки тоже вынуждены искать счастье за границей.

Я пытался узнать, сколько китайских женихов осчастливили браком русских дам в Хабаровском, например, крае за последнее время. Но, по мнению замдиректора центрального городского загса Татьяны Чуенко, эта информация считается секретной. Зато в соседнем Приморском крае сие государственной тайной не является. По данным Приморского крайкома государственной статистики, в прошлом, 2002 году Приморский край с населением в 2 064 281 человек побрачевался с иностранцами 344 раза. За китайцев же выдано 24 барышни. Хотя, по словам работниц краевого загса, китайцев, желающих жениться на наших девушках, в сотни раз больше. Да и наши бы рады (свои женихи спились да по тюрьмам), но все дело в восточной традиции - девушка для китайца должна быть таковой не только формально. А потому, с учетом нашей распущенности, массовое брачевание с китайскими гражданами нам пока не грозит. И целомудренные китайские рабочие больше все с проститутками вынуждены играть в семью. А проституток на Дальнем Востоке полный комплект. Причем многие шлюхи вышли из девушек непорочных. Истории таковых просты и переписываются в местных СМИ чуть ли не каждый день. Но глупость российских дев настолько тверда, что никакая газета ее не пробьет. Типичный пример - невинной девушке предлагают поработать в Китае официанткой за 2 - 3 тысячи долларов в месяц. Через три года она возвращается конченой потаскухой, с отбитыми почками и без копейки. Остатки уже недолгой жизни ей предстоит провести где-то возле лесоповала, обслуживая рабочих за небольшую пайку.

СКАЗАНО

Своей земли не отдадим ни пяди...

Виктор ИВАНОВ, зам. главы администрации Президента России:

«Есть основания полагать, что китайцев-нелегалов в России на порядок больше, чем проживающих на законных основаниях. Только на нашем Дальнем Востоке их не меньше миллиона, а то и двух. В иных приграничных районах они уже составляют большинство населения... Но мы не допустим выхода ситуации из-под контроля, а уж тем более отторжения от России ее земель».

ПЕРВЫЕ ОТКЛИКИ

Нас ждет свое Косово?

Владимир Горьков, полковник МВД в отставке, Хотьково, Московская область:

- Пока чиновники не боятся брать взятки от нелегалов, экспансия будет нарастать как снежный ком.

Сергей Ус, инженер, Москва:

- На Дальнем Востоке мы скоро получим второе Косово, только последствия будут куда страшнее и кровопролитнее, чем в Югославии!

Ирвел Свирели, грузин, врач, Москва:

- У России в вопросе миграции двойной стандарт, который ее и погубит. По закону миграция ограничена, а на деле за взятки чиновникам сюда едут всякие иностранцы в неограниченном количестве.

(Продолжение следует.)