Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
В мире20 июля 2016 19:36

В Ереване вооруженные люди захватили полицейский полк

Один человек погиб. Спецслужбы начали операцию по освобождению заложников [фото, видео]
В Ереване взяты заложники

В Ереване взяты заложники

Фото: REUTERS

В воскресенье внимание от Франции и Турции начала перетягивать на себя уже Армения. Утром вооруженная группировка на грузовиках протаранила ворота и захватила в Ереване здание полиции и внутренних войск, взяв в заложники восемь стражей порядка. Среди них - замначальника полиции Еревана Валерий Осипян. Известно, что двое полицеских ранены, один погиб.

Спустя четыре часа после захвата спецслужбы начали операцию по освобождению заложников. СНБ Армении назвала случившееся терактом

Захватчики требуют освободить координатора оппозиционной гражданской инициативы «Учредительный парламент» Жирайра Сефиляна, которого ранее арестовали по обвинению в незаконном приобретении и хранении оружия. По данным следствия, после апрельского обострения конфликта в Нагорном Карабахе он с сообщниками планировал захватить ряд зданий, включая телебашню Еревана.

Координатор оппозиционной гражданской инициативы «Учредительный парламент» Жирайр Сефилян

Координатор оппозиционной гражданской инициативы «Учредительный парламент» Жирайр Сефилян

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

И вот теперь за ним пришли боевые товарищи... В настоящее время власти ведут с ними переговоры.

К месту происшествия стянуты силы полиции Армении.

К месту происшествия стянуты силы полиции Армении.

Фото: YouTube

- Восстаниями вопросы не решаются. Группа или политическая сила, которая не имеет за собой поддержки минимум несколько десятков тысяч людей, не имеет морального права говорить от имени народа. А мы видели, что на организуемых ими акциях собираются от силы 50 человек, - заявила другая оппозиционерка, лидер партии «Процветающая Армения» Наира Зограбян.

Снайперы занимают позиции на крышах окрестных домов.

Снайперы занимают позиции на крышах окрестных домов.

Фото: YouTube

Меж тем в соцсетях и некоторых СМИ это уже пытаются преподнести в виде начинающегося грозного восстания. Однако это далеко не так.

- Я в центре живу и не ощущаю ни по людям, ни по движению машин ничего тревожного, - заявила в эфире Радио «Комсомольская правда» жительница Еревана Наира. - Просто вот сейчас соседи шептались что-то вот, кто-то что-то слышал. И я слышала, что вот в этом районе дороги закрыты. Такового переворота нет. Это глупость. Как может быть переворот, если мы здесь ни о чем не знаем и никак не ощущаем? Обычно, если что-то случается, не дай бог, звонят подруги, знакомые, дети информацию какую-то приносят. А так вроде бы все спокойно.

Место ЧП оцеплено, сюда стянуты спецподразделения полиции Армении.

Место ЧП оцеплено, сюда стянуты спецподразделения полиции Армении.

Фото: REUTERS

ЗВОНОК В ЕРЕВАН

Арам Саркисян, председатель Демократической партии Армении: «Это конфликт локального значения»

- Арам Гаспарович, что у вас происходит? Локальный мятеж или восстание?

- Вряд ли это можно назвать восстанием. Вышли люди (говорят, что их около роты), недовольные арестом Сефиляна и считающие, что процесс переговоров по Нагорному Карабаху идет в неправильном направлении. Сам Сефилян в свое время там воевал. Это событие очень локального значения. С ними идут переговоры, конфликт скоро разрешится. Обе стороны должны проявить благоразумие и не допустить кровопролития.

- Внешние силы тут никак не задействованы?

- Пока сложно судить. Но наш регион очень привлекательный для многих игроков. И дестабилизация ситуации в Армении многим будет выгодна.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Кто такой Сефилян?

Жирайр Сефилян — армянский военный и политический деятель, участник карабахского конфликта. Один из лидеров местного оппозиционного движения «Учредительный парламент».

Родился в Бейруте в 1967 году. Участник гражданской войны в Ливане, ополченец армянской общины. Активист Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн» (одна из старейших армянских боевых политических партий). В качестве военного инструктора приехал в Армению в 1990 году. Через год начал участвовать в боевых действиях в Нагорном Карабахе. В 1992-м произведен в офицеры и получил под командование Шушинский особый батальон. С этого момента Сефиляна бросают на самые ответственные участки фронта. Конец Карабахского конфликта встречает в чине подполковника и с орденом «Боевой крест» I степени. Продолжает службу в армии Нагорно-Карабхской республики на командных должностях до начала двухтысячных годов. С 2000 года начал политическую карьеру в Армении. Ушел в жесткую оппозицию официальной власти. Активный участник движений «В защиту освобожденных территорий», «Объединение армянских добровольцев», руководитель движения «Столетие без режима» и организации "Учредительный парламент". С 2006 года неоднократно арестовывался за призывы к свержению конституционного строя и незаконное хранение оружия.

КОММЕНТАРИИ В ЭФИРЕ РАДИО «КП»

Исмаил АГАКИШИЕВ, руководитель Центра Кавказоведения РГГУ:

«Мятежникам невыгодно решение Карабахского конфликта»

- Это связано с Карабахским конфликтом. Переговорный процесс по Карабаху активизировался, глава МИД РФ Сергей Лавров неоднократно был в Баку и Ереване, и мы знаем, что поэтапное решение этой проблемы выгодно всем живущим в регионе, вне зависимости от национальности. Но есть силы, которые не хотят, чтобы этот вопрос решился (как раз этой группе), - им это выгодно.

Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института стран СНГ:

«Ситуация неприятная, но локальная»

- Жирайр Сефилян - это выходец из Ливана армянского происхождения, герой Армении, который играл большую роль в Карабахском конфликте. В данном случае это не тот человек, который действует по указке США. События начались не сегодня, просто были в тени других мировых событий. Нынешняя ситуация неприятная, но достаточно локальная. Скорее, это связано с появлением слухов о том, что в армяно-азербайджанском диалоге пошли определенные подвижки и готовность к урегулированию ситуации. Радикальная часть армянской политики к этому не готова и будет бороться всеми силами. Их меньшинство и в парламенте они практически не представлены. Большинство населения поддерживает партии, которые занимают умеренную позицию, которые хотят на максимально выгодных для Армении условиях достичь мирного соглашения с Азербайджаном.

Николай СВАНИДЗЕ, журналист, историк:

"России в этой ситуации надо лавировать" - В чем я абсолютно согласен, так это в том, происходящее там - это локальное событие. И его трудно сравнивать с очень мощным бунтом, попыткой переворота в Турции. По масштабам несопоставимо. Но, тем не менее, это говорит о том, что там что-то неспокойно. И это может иметь последствия.

Проблема, как я понимаю, вот в чем. Дело в том, что значительная часть армянских элит, военных, прежде всего, требуют жесткого решения карабахского конфликта. Они привыкли там побеждать. А ситуация сейчас сложная. И соотношение сил за последнее время изменилось не в их пользу. А побед хочется. А побед нет. Экономическая ситуация тоже достаточно трудная: Армения сделала ставку на Россию. Наш ближайший союзник.

Что же делать нам? Лавировать. У нас другого варианта нет. Международные отношения – не тусовка. И да, Армения наш ближайший союзник, но это не значит, что мы должны все свои богатые яйца класть в одну армянскую корзину. Конечно, нет. Мы не можем выбирать жестко и резко своего партнера между Армению и Азербайджаном. Мы будем лавировать. Нас там интересуют мирные переговоры как можно дольше. Нас там не интересует война. Война для нас вредна. И вот наша цель.

У меня есть друзья и в Армении, и в Азербайджане. Я очень уважаю оба эти народа. Я на стороне мира.

Владимир ПОГОСЯН, экс-помощник главного советника президента Армении по национальной безопасности:

"Штурм может привести к массовым беспорядкам"

- Их называют «авантюристами», но я бы воздержался от такой оценки. По одной простой причине. Эти ребята прошли первую войну карабахскую... Я их ни в коем случае не оправдываю. Вооруженный путь неприемлем для Армении. Жертвы должны быть исключены. Но тут нужно понимать одну вещь, что ситуация крайне сложная. Будет большой глупостью начинать штурм, потому что прольется кровь. И это может всколыхнуть нацию. Для Армении потеря 30 человек – это огромная цифра. Это воспринимается по-другому, чем во многих странах. И даже гораздо более болезненно, чем во Франции и в любой другой европейской стране. Я думаю, что тут нужно находить какой-то диалог, сколько бы времени это не потребовало.

Я не думаю, что люди, которые захватили столько оружия и заложников, будут принимать какие-то вооруженные шаги. Они, во-первых, пронимают, что силы не на их стороне. Во-вторых, я думаю, что с их стороны была глупость проливать кровь. Но власти нужно с ними разговаривать.

Самое главное - мы должны четко понимать, что будоражит нацию. Армения сегодня как страна, потеряла субъектность. Она полностью управляема извне. После апрельского конфликта в Карабахе, начались достаточно серьезные телодвижения проамериканских СМИ в Армении. Они пытаются вбить клин между Арменией и Россией. И сегодняшние действия сторонников Сефиляна – лидера радикальной оппозиции - лишь часть этого спектакля.

Главная задача – не идти на пути эмоциональных вещей. Должны быть взвешенные шаги, потому что любой штурм может всколыхнуть общественность. И неизвестно, куда оно повернется. Либо в защиту, либо против. Конечно, захватившие полицейскую часть должны сдаться. Но при этом им должны гарантировать, что будет справедливое расследование, что будут допущены адвокаты, даже наблюдатели международные, если нужно будет. В том числе, возможно, из России. Им нужно гарантировать безопасность. Я думаю, даже важна помощь сейчас России тоже, которая может дать им гарантии, что в случае, если они сдадут оружие, Россия подключит своих наблюдателей, чтобы были справедливые и честные расследования.