Наш колумнист купила на днях коробочку зефира производства Белоруссии.
Фото: Ульяна СКОЙБЕДА
Это коммерческое предложение мне некому сделать, а хочется, потому что шило ясно где и неугасимая гражданская активность.
Я просто купила на днях коробочку зефира производства Белоруссии.
Забегая вперед: товар свежий, нежный, никаких претензий. Дело в упаковке.
Открываешь коробку, белую и будто вышитую красным крестиком, а там вкладыш: «Символика белорусского орнамента. The symbolism of the Belarusian ornament», - и на нем те же элементы вышивки, но с расшифровкой.
Звездочка-крест – символ ребенка. Ромбик с уголками – символ богатства. Ромбик с лучами – солнца.
Мы-то привыкли, что национальные узоры можно поразглядывать где-нибудь в музее, или на народных костюмах ансамбля песни и пляски. Но на зефире…
Хочется написать: «Они бы еще с чемоданом за грибами ходили». Но нет: ощущение было ярким и свежим.
Вкладыш в коробке зефира.
Фото: Ульяна СКОЙБЕДА
Белорусы настолько ценят и знают свою культуру, что продвигают ее даже на товарах народного потребления, продуктах.
Вы можете себе представить русский орнамент на сыре?
А просто русский орнамент?
Я вот, навскидку, не вспомню, как он выглядит. Последнее впечатление: в подмосковном краеведческом музее меня «лечили», что юбки крестьянок нашей губернии были клетчатыми. Район и волость определялись по клетке. За что купила, за то продаю…
И это, конечно, плохо.
У людей есть сейчас запрос на русское. Не на советское: этого в символике вдоволь, спасибо, а еще и на русское. Вот и памятники поставили Ивану Грозному и Владимиру Крестителю, и режиссер Говорухин выступил против определения «россияне».
Власть, мне кажется, пытается эту часть общества слышать, отсюда доски Колчакам и прочие реверансы белому движению… которые лично мне кажутся трагической ошибкой. Поднимая дух одним жителям нашей страны, они причиняют нестерпимую боль другим. Гражданская война не пережита, копаться в ней – вкладывать в рану персты.
Но не суть. Я про зефир.
Можно отойти от 1917-го года, раз он является яблоком раздора, и пойти вглубь. Можно и до язычества. От корней не отказываются ни белые, ни красные, а на уровне узоров на рубахах это и церковь простит.
Мне, конечно, скажут: «Это оскорбит татар и башкир, прочие народы. Собирая страну по идеологическому признаку, расколем ее по национальному».
А я отвечу: не расколем. Во всех национальных республиках такие товары уже есть, есть национальная кухня, дома моды. Почему же предпринимателю, выпускающему зефир под Дмитровым, не нарисовать узоры Московии, где живут русские?
Преград не вижу.
Любовь к себе и своим предкам - естественное состояние человека, зона комфорта.
Кстати, никто не запрещает выпускать и серии: тунгусские узоры, бурятские узоры. Как сборники мультфильмов «Гора самоцветов», которые когда-то выпускала наша газета: дагестанская народная, украинская…
Ну, как вам бизнес-идея?
А тем, кто напишет, что с помощью поднятия национального духа в Беларуси качают майдан, я отвечу: майдан-то качают, да не узоры на зефире этому причиной.
Национализм - мощное оружие, а уж используют его и для выхода из кризиса, и для перевода стрелок с социальной напряженности на ненависть к каким-нибудь чужим. Всего лишь средство, точка сборки, опоры.
Русский российский народ ищет сейчас эту точку. Возврат к советской идеологии невозможен без возвращения всех социальных гарантий, возврат к Романовым многим просто оскорбителен.
Вот и качаемся мы, как трехногая табуретка…
Впрочем, я всего лишь про зефир.