Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Политика11 марта 2017 8:00

Холодный приём для Турции

Наш колумнист - о жестах и полутонах, по которым понятно, как в Москве встречают Эрдогана
В настоящий момент в Москве проходит визит президента Турецкой Республики Реджепа Эрдогана

В настоящий момент в Москве проходит визит президента Турецкой Республики Реджепа Эрдогана

Фото: REUTERS

Любая встреча политического характера это традиционно целая церемония, даже спектакль, со своими ролями, провокациями, жестами и полутонами. А если встреча ещё и международная, и тем более, лидеров государств, то это целая наука, где стоит обращать внимание уже даже не на стандартный подписанный набор совместных документов о намерениях, или "ратификации" уже давно ратифицированных, подписанных/парафированных и уже реализуемых программ и документов, а необходимо обратить внимание на эти самые полутона и жесты. Ибо именно они то и свидетельствуют о реальном характере отношений между лидерами, а значит, во многом, и между странами, и даже между народами.

В настоящий момент в Москве проходит визит президента Турецкой Республики Реджепа Эрдогана с весьма внушительной турецкой делегацией, включающей в себя почти весь состав турецкого правительства и спецслужб. Видно, что турки весьма ответственно подходят к отношениям с Россией, и причины этого могут лежать не только в плоскости комфортных экономических отношений.

Уверен, Эрдоган чувствует прохладное отношение Путина за пеленой стандартных протокольных заявлений о "нормализации" наших отношений, создании совместных инвестиционных фондов, возращении на российские прилавки турецкого лука и укропа, возвращении на российские стройки бодрых турецких рабочих, проведении года туризма на обеих территориях, скидки в гостиницах, отмены виз, лоукостеры, известные атомные станции и газовые потоки.

Безусловно, важнейшими вопросами переговоров в Москве являются даже не экономические форматы взаимоотношений, ибо здесь проявление политической воли лидеров обеих стран вполне достаточно, чтобы вернуть отношения на одну из самых высоких точек развития периода "до 24 ноября 2015 года", когда турками был сбит самолёт вооружённых сил России, а наши лётчики цинично расстреляны протурецкими боевиками. Главными вопросами являются достижение согласия в крайне сложном клубке отношений в Сирии, где Турция с молчаливого согласия, в том числе и России, действует на территории суверенной Сирии без какого-либо международного мандата, включая мандат самой Сирийской арабской республики. Разумеется и Турция, и Россия понимают, что только переговорный процесс может обеспечить недопущение очередного напряжения между Россией и Турцией, способного спровоцировать крайне опасную дестабилизацию ситуации на всём Ближнем востоке и в мире.

Я, как патриот своей страны, очень рад, что Путин проявляет крайнюю сдержанность в демонстрации своего дипломатического расположения к Эрдогану. За этими многочисленными громкими словами никаких улыбок, объятий и фривольных дружеских шуточек, исключительно строгий формальный протокол, включая всех членов российской делегации. Этим мы даём понять, что ничто не забыто: ни наши лётчики, ни наш убитый в Анкаре посол, ни позиция Турции по Крыму и крымским татарам, ни яркий прокиевский подход по ряду вопросов крайне сложных отношений Россия-Украина, ни антироссийские заявления Эрдогана по свержению режима Асада, ни, зачастую, противоречащие российским интересы Турции в регионе, где по словам Эрдогана "Турция не останется в действующих границах", вступая в прямое противоречие с национальными интересами России и наших союзников.

Я отчётливо понимаю, что поневоле Турция и Иран наши временные, а, возможно, и даже сиюминутные партнёры в большом торге с США за наше место в новой геополитической реальности. Торгуемся и мы, и они. Используем друг друга, и мы, и они. Все проекты: военные, экономические, политические, гуманитарные с ними - пока временные, и с жёсткими подстраховками.

Проверку на прочность своей доброй воли в наших отношениях турецкая сторона в прошлый раз не прошла. Россия дает Турции ещё одну попытку, которую она пока, скрипя зубами, через болезненные ломки, выдерживает.