Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика28 марта 2017 17:00

Незаконное, необоснованное и политизированное

«Роснефть» разочарована решением Европейского суда о признании санкций против нее
Андрей СИТКО
В «Роснефти» уверены, что санкции ЕС были приняты еще и для достижения скрытых целей, как способ конкурентной борьбы.

В «Роснефти» уверены, что санкции ЕС были приняты еще и для достижения скрытых целей, как способ конкурентной борьбы.

Фото: REUTERS

Санкции против компании Совет Евросоюза ввел в 2014 году. Они были обжалованы в Высоком суде Лондона. После того, как он затруднился вынести какое-либо решение, рассмотрение проблемы было перенесено в Европейский суд.

С начала введения санкций компания направляла запросы в органы ЕС и государственные органы стран-участниц Евросоюза, чтобы выяснить основания для введения санкций. Но ответов либо не получала, либо получала формальные отписки.

И вот результат: санкции признаны законными. При этом, как отмечают в «Роснефти», каких-либо аргументов, подтверждающих основания для введения санкций, ее оппоненты суду не предоставили. А именно, о влиянии компании на политические и экономические процессы на Украине и ее отношении к кризису в этой стране.

Во внимание не был принят и тот факт, что все участники судебного процесса подтверждают: «Роснефть» не совершала противоправных действий ни в одной юрисдикции, где она ведет свою деятельность. А отсутствие аргументации и логики может свидетельствовать только о том, что в основе вынесенного решения суда лежат исключительно политические мотивы.

Теперь у европейских компаний, с которыми работает «Роснефть», появилась возможность не выполнять условия заключенных договоров, что может стать тревожным прецедентом в международной бизнес-среде. Ведь «Роснефть» только на 51% принадлежит государству. Среди ее акционеров – десятки тысяч россиян и иностранцев, концерн BP, которому принадлежит вторая по величине доля компании (19,75%), международный консорциум с участием швейцарского нефтетрейдера Glencore, суверенный катарский фонд. Политизированное решение нанесет ущерб и европейским производителям оборудования, банкам, инвестиционным фондам, которые сотрудничали с «Роснефтью». Сама «Роснефть» из-за санкций была вынуждена серьезно ограничить инвестиции в европейские проекты. Например, она вышла из проекта итальянского НПЗ Saras, поскольку из-за санкций не смогла приобрести контрольный пакет акций этого предприятия. Для итальянской нефтепереработки это не лучший сценарий.

В «Роснефти» уверены, что санкции ЕС были приняты еще и для достижения скрытых целей, как способ конкурентной борьбы. «Суд не смог объяснить, почему ограничения, поводом для которых послужило присоединение Крыма к России, касаются таких вопросов, как доступ нефтяных компаний на международные финансовые рынки, нефтедобыча на арктическом шельфе, разработка трудноизвлекаемых запасов, глубоководных и сланцевых месторождений»- отреагировала компания на решение Европейского суда.

«Роснефть» является одним из сильнейших игроков на самом динамично развивающемся и конкурентном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. А санкции могут не только ослабить позиции «Роснефти» на этом рынке, но и дать преимущество другим игрокам. Тем самым рушится принцип честной конкуренции, что не сможет не отразиться на репутации Европейского суда, принимающего не просто жесткие, а выходящие за рамки его полномочий решения.

Понятно, что «Роснефть» будет защищать интересы своих акционеров. Тем более, что прецеденты существуют. Европейский суд вынужден был отменить свое же решение о санкциях против иранских банков, якобы связанных с ядерной программой исламской республики. В сентябре 2014 года Европейский суд общей юрисдикции признал незаконной заморозку активов Центробанка Ирана, потому что основания, представленные Советом ЕС, были слишком «туманными и лишенными деталей».Этот случай закрепил в европейском правовом поле принцип, согласно которому санкции должны иметь доказательную базу и четкие формулировки. На чем и настаивает «Роснефть».