Дом Пашкова во всей красе сейчас можно рассмотреть со стороны памятника князю Владимиру. Очень удачная получилась смотровая площадка
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
- Здравствуйте, это «Москва таинственная». А в гостях у нас - Ирина Левина, гид общества пеших прогулок «Москваход», которая водит нас в особняки, далеко не всегда и не для всех открытые.
- Здравствуйте!
- И сегодня мы отправимся в «Дом Пашкова» (Воздвиженка ул. 3/5, стр.1). Как я понимаю, в конце 18-го века это был первый дом, с которого можно было смотреть на Кремль не снизу вверх, а сверху вниз?
- Да.
По легенде, дорожки во дворе дома Пашкова образуют рюмку. Дескать, так хозяин обещал завязать с вредной привычкой. Справа на снимке - церковь, которую строили еще в средние века
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
КТО-КТО НА ХОЛМЕ ТОМ ЖИВЕТ?
- С чего такие преференции хозяину?
- Вообще, на этом месте всегда строили большие здания. Ваганьковский холм, на котом стоит «дом Пашкова», - он же «царский». Во времена Василия Первого тут была дача его супруги Софьи. После ее смерти эти владения отошли ее младшему сыну, который княжил недалеко - в Дмитрове. И церковь Святого Николая, которая стоит во дворе «дома Пашкова», построена была как подворье Дмитровского монастыря. И вообще на этом месте, на Ваганьковском холме, всегда стояли большие палаты. Об этом свидетельствуют, например, гравюры 17-18 веков. Так что тут традиция такая...
- Быть НАД Кремлем?
- Ну, скажем так: создавать Кремлю достойное окружение. Такую же функцию выполнял и «дом Пашкова».
- В народе его называли «Кремль одного человека». Кто же этот человек?
- Это сын денщика Петра Первого, Егора Пашкова. Тот нажил на службе капиталы - причем, говорят, он участвовал в нескольких не очень чистых судебных процессах, где тоже заработал денежки. А сын его Петр Пашков занимался откупами. То есть, получением прибыли от торговли вином и водкой. Тогда эта торговля была делом государства, и откупщики покупали право у государства торговать зельем на разлив. Тогда ведь нефти не было - а деньги на чем-то делать было надо.
Так выглядит подъезд к дому
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
И вот Петру Пашкову очень понравилась место напротив Кремля, и он стал покупать тамошние владения, принадлежавшие разным людям. А когда скупил, то заказал дворец прославленному архитектору того времени - Василию Баженову, которого, правда, Екатерина Вторая только что отстранила от возведения Большого Кремлевского дворца.
И он построил Пашкову дом, похожий на виллу.
- Поскольку парадный вход на «виллу» - со стороны Староваганьковского переулка, а не Моховой, то получается, что дом стоит как бы задом к Кремлю?
- Ну это такая московская легенда, что Баженов обиделся на Екатерину и поэтому поставил свое строение именно так. Но давайте рассуждать как люди здравые. Дом-то стоит к Кремлю очень красивым садовым фасадом. И главное: по законам классицизма, вход должен быть на уровне въезда, а со стороны Кремля сделать это невозможно. Поэтому парадный вход сделали со стороны Староваганьковского переулка. А на Кремль смотрел шикарный садовый фасад, плюс там еще был ельник, каскад прудов, были птицы в золотых клетках - в общем, там была такая красота, которой мы сейчас уже не видим. И таким образом Кремль и дом Пашкова как бы любуются друг на друга...
Зал, в котором, по легенде, танцевала Наташа Ростова. Но это не так...
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
КЛЯТВА КОРОЛЯ НА БАЛКОНЕ
- А еще с его балкона на Кремль любовался прусский король...
- Да, но сначала предыстория. Итак, 1812 год, пожар в Москве. Дом сгорает (Пашков так и не упел пожить в нем...). Хозяева говорят, что денег на восстановление у них нет, и московское правительство решает восстановить дом за городской счет. И вот в 1818 году в Москву приезжает прусский король Фридрих Вильгельм - отец нашей будущей императрицы Александры Федоровны, жены Николая Первого, - со своими сыновьями (ее братьями). И просит показать ему город с самой высокой точки.
А Москва сгорела почти вся! И к 1818 году восстановили практически только дом Пашкова. Еще даже в Кремле не все отремонтировали. И вот прусский король взошел на балкон, увидел красавицу-Москву после пожара, преклонил колени и сказал своим сыновьям: «Поклонитесь нашей спасительнице и никогда не воюйте с Россией.» В честь этого события балкон украсили гербами России и Пруссии. Сейчас их там нет...
- А балкон все пережил. И когда наши читатели попадут на экскурсию в дом (а туда периодически водят экскурсии), можно подойти вплотную к этому самому балкону и посмотреть вокруг, как прусский король.
Вот такой шикарный вид на Кремль открывается нам изнутри. Куда шикарнее, чем то, что увидел прусский король
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
КАК ДОМ ПРЕВРАТИЛСЯ В БИБЛИОТЕКУ
- Этот дом появляется во многих произведениях. Вроде там и бал Наташи Ростовой был, и булгаковские Воланд со свитой именно с крыши дома Пашкова прощаются с Москвой...
- Насчет Ростовой это неправда - первый бал ее проходил в доме благородного собрания. А в дома Пашкова с 1830 года, когда его купило московское правительство, из него сделали дворянский институт. Упразднив находившийся там дворянский пансион. А почему, знаете?
А если подойдете к балкону, почувствуете себя почти прусским королем. Только на улицу тут не выпускают, увы
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
- Нет.
- Царь Николай в 30-м году приехал и в этот пансион, чтобы посмотреть, как готовятся там дети к поступлению в университет. А в этот момент была переменка. Дети бегали, задевали то и дело императора - и никто (!) его не узнал! Николай был очень зол! Он-то воспитывался в абсолютной муштре, ему не разрешали такие вольности. И он приказал закрыть пансион.
А в 1862 году Москва подарила это здание музею, который она забрала из Петербурга. Музей тот создал москвич - Николай Румянцев. Но в Питере он никому не нужен был - там императорских музеев полно. А в Москве такого не было. Были частные галереи, и то лишь в стадии зарождения. Москва пообещала холить и лелеять музей, выделила лучший дом, купцы местные помогали с финансированием - давали деньги, чтобы пополнять коллекции.
А тут я пытаюсь спуститься в колодец, который нашли близ дома Пашкова. Говорят, здесь спрятана библиотека Грозного... Или вход в подземную Москву
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
- Как музей превращается в Румянцевскую библиотеку?
- Музей - это восемь отделов, из которых один был именно библиотекой. И вот император дает приказ - чтобы все типографии давали по одному экземпляру в эту публичную библиотеку. Коллекция разрастается, туда сдают рукописи потомки Пушкина, купец Солдатенков завещал ей свою коллекцию картин...
Ну а после революции 1917 года музей был расформирован, его коллекцию раздали по другим музеям. Осталась только библиотека, и там сохранились очень интересные рукописи, нумизматический отдел. Часто устраиваются выставки редких книг.
Кое-где в особняке видна кладка 15 века - как вот тут, справа внизу. Все-таки селились на "царском" холме давным-давно!
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
- Еще одну легенду напоследок. Там ведь искали библиотеку Ивана Грозного. Нашли какой-то громадный колодец!
- Да. Но библиотеки не нашли.
- А куда ведут ходы из колодка?
- А может и в Кремль. А может, и на Берсеневку. Вся Москва в центре - это сплошные подземные ходы.
В конце экскурсии ведут в подвалы, где были когда-то склады. Толщина стен тут - больше метра!
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
- И, кстати, во время экскурсии по «Дому Пашкова» и его окрестностям разрешают немного спуститься вниз по винтовой лестнице в «колодец»! Экскурсии водят компания «Шаг за шагом» и Российская библиотека. Так что отправляйтесь изучать все своими глазами. Или выбирайте один из маршрутов рядом с домом на сайте «Москвахода».
Шикарный читальный зал Румянцевской библиотеки. Тут множество старинных книг в кожаных переплетах
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Кстати, "Комсомолка" издала шикарную коллекцию "Великие архитекторы". И в ней есть богато иллюстрированный том про творчество Василия Баженова! Купить можно в нашем фирменном магазине при Издательском доме "Комсомольская правда" - Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1.
В библиотеке дают потрогать-полистать старинные книги. Это волшебно
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН