Улицы разбитых фонарей: 20 лет любимому сериалу
4 января 1998 года на ТНТ показали первую серию про ментов
Титры сериала «Улицы разбитых фонарей» узнаваемы в нашей стране миллионами людей. 4 января любимый российский детективный сериал, родом из 90-х, отмечает 20-летие.
Первую серию «Улиц разбитых фонарей» показали по ТНТ-Телесеть. Затем первый сезон был выкуплен ОРТ, которое поставило сериал в прайм-тайм и показывало его с начала октября 1998 года. Генродюсер канала Константин Эрнст не пожалел о своем выборе: в премьерном показе на ОРТ «Менты» показали рейтинг 15 процентов при доле телезрителей в 35 процентов!

Вступительный ролик к сериалу Улицы разбитых фонарей разбитых фонарей 1998 года
Сериал рассказывает о рабочих буднях 85-го отделения петербургской милиции. Главные герои, рядовые "сыскари" Казанова, Ларин, Дукалис и Волков наводят порядок в тяжелые 90-е годы. Они рыцари без страха и упрека, но совсем не такие, которых показывали в советских фильмах.
Они простые ребята, отнюдь не модельной внешности. Одеты скромно, разъезжают по городу на общественном транспорте и ведут свои расследования в обшарпанных кабинетах без компьютеров и радиотелефонов, часто применяя недозволенные методы в работе, а порой и нарушая букву закона. Одним словом, "менты"...
Как всё начиналось?
Сериал «Улицы разбитых фонарей» начался, как и все важное в жизни, со случайности.
Представьте себе: 1995 год, известная в советское время студия «Ленфильм» стоит едва ли не заколоченная. «Собаки бегали, ветер гулял» - так описывают ее оставшиеся без работы режиссеры. Вместо двадцати пяти фильмов в год, как в советское время, в 90-е с трудом делали один. Тогда как раз заканчивали «Особенности национальной охоты». Виктор Бычков, сыгравший там незабываемую роль Кузьмича, шел по подземному переходу от метро, когда вдруг его взгляд зацепился за обложку книги...

«Подумал еще: какая-то путаница, неправильно сказано. Я прочитал: «Кошмар на улице Стачек», иду и думаю: «Какой же кошмар на улице Вязов»… Вернулся, смотрю - Андрей Кивинов. Это я потом узнал, что он Андрей Пименов, милиционер. И, естественно, меня разобрало любопытство. Мягкая обложка, первое издание. Я купил. Пока шел до студии триста метров, прочитал. И очень смеялся. Мне понравилось: это было с юмором, неожиданно. В буфете я увидел Рогожкина и говорю: «Саша, вот сценарий готовый!» На что Рогожкин сказал, что это ерунда, бульварное чтиво какое-то. Директор картины, который был у нас на первой «Охоте», Миша Кирилюк взял книгу (так и не вернул ее до сих пор), прочитал, нашли продюсера, Капицу».

Виктор Бычков
Актёр
Интересные моменты из истории сериала «Улицы разбитых фонарей»
Съемки начались 25 октября 1995 года. Первая серия фильма называлась «Кошмар на улице С.».
В мае 1999 года сериал «Улицы разбитых фонарей» завоевал две премии «ТЭФИ» в номинациях: «лучший телепроект года» и «лучший художественный телесериал».
В 2006 году проект «Улицы разбитых фонарей» попал в Книгу Рекордов Гиннеса как самый продолжительный российский сериал.
Я хотел быть Лариным, естественно. Ну Дукалисом. В принципе мечтал, конечно, о Казанове, но Рогожкин сказал: «Надо взять молодых актеров. Ты снялся, а как много замечательных ребят!» И Галя Капицкая провела хороший кастинг. Она привела всех ребят, которых я знал, но они мало снимались… Рогожкин сказал: «Ты будешь сниматься». Я сказал: «Хорошо, кем?» Он говорит: «Померанцевым, Альбертом. Это бомж». На что я внутренне очень обиделся, но не показал, а сказал: «Хорошо». Только этот бомж не пьет, не курит и идейно стучит. Таких людей не бывает. Чтобы бомж не курил, не пил и идейно стучал. Вот так я стал Померанцевым.
Виктор Бычков
Актер
Фразу: «Ухожу с понтом» - я сам придумал. Но я тоже не играл, я жил этим. Меня милиционер пинком выгонял из отделения, потому что принимал за настоящего бомжа. И когда я пытался ему сказать, что я актер, он мне не верил, ведь перед ним стоял бомж. Ему его товарищи, коллеги, объяснили, что я артист, так он потом боялся мне на глаза попасться: стеснялся, смотрел издалека - стыдно было за свое поведение…
Я пять лет проработал в отделе милиции Кировского района. А когда пошел на повышение в РУВД, то решил оставить ребятам на память повесть о нашей жизни, что ли... Детективный сюжет придуман, но многие моменты, случаи, байки были взяты из реальности. Я даже писал персонажей с настоящими фамилиями! Так родилась первая повесть «Кошмар на улице Стачек». Напечатал ее на машинке в пяти экземплярах. Копии раздарил, на прощальном вечере прочитал вслух, все посмеялись… И вроде бы забыли.

Андрей Кивинов
Писатель
Совершенно случайно году в 1992-м повесть попала к издателям. Муж моей сестры работал переводчиком. Я дал ему полистать - была интересна оценка профессионала. Ему понравилось, и он отнес повесть своим редакторам. Те почитали и решили издать. Мне сказали, что раньше так про милицию никто не писал.
Для широкой общественности это не предназначалось. Я даже представить не мог, как это воспримет аудитория, а уж тем более начальство! Еще решит, что сор из избы выношу… Но меня уломали рискнуть. Летом 1993-го я дописал четыре повести, чтобы получилась книга, и в 1994-м она вышла в свет.
Там еще такой конфуз произошел: фамилии же изначально были настоящие. Мне в последнюю ночь пришлось их в рукописи исправлять, поэтому они такие дурацкие. Вместо Дукула получился Дукалис, например.


Андрей Кивинов - это творческий псевдоним бывшего сотрудника уголовного розыска Андрея Пименова.
Сериал мне понравился. Он получился лучше книги. Сначала я прочитал повесть: автор принес ее мне, когда я был начальником милиции. Я ее посмотрел. Потом мы с Андреем встретились, обсудили. Я ему говорю: «Что-то вы там много пьете, по-моему. Вы, наверное, так у себя в Кировском районе работаете». А он стал оправдываться, что это все, мол, художественный вымысел. Трудно было предполагать тогда, что повесть экранизируют.
Аркадий Крамарев
экс-начальник петербургского ГУВД (возглавлял милицию с 1990 по 1994 год.)
Как снимали первые серии?
В девяностые годы на «Ленфильм» «повесили замок» - так мы это называли. В советское время там существовало огромное производство, выпускали по 25 фильмов в год. И все это вдруг закончилось. Десятки режиссеров были просто выброшены на улицу. Приходилось друг у друга сигареты стрелять… Только Леша Герман продолжал как-то существовать, но он всегда был в каком-то своем мире. В итоге я не растерялся и пошел работать на телевидение. Выпускал там такую странную программу, которая называлась «Банк и мы», представляете?
Но, конечно, это все было немного не то. А тут вдруг в курилке встречаю Александра Капицу. А это был такой человек… Он в административной группе «Ленфильма» работал. Его просто не воспринимали как продюсера, который может запустить какой-то проект. И вот он мне вдруг говорит: «Витя, слушай, хочу предложить работу тебе, Рогожкину, Володе Бортко…» Я опешил. А он продолжает: «Есть такой Андрей Кивинов. Читал? Он пишет всякие ментовские истории. Очень классно!». Ну мы с товарищами, конечно, восприняли это в штыки: «Мы же кинематографисты!» Но он мне одну книжку сунул в руку, я ее дома почитал и понял, что автор талантливый. Там очень интересная драматургия. А как он точно слепил характеры из своих друзей! Прочитав только описание, мы подобрали актеров, которые были очень на них похожи. Особенно Дукалис…

Виктор Бутурлин
Режиссер, поставивший одну из первых серий
Кто работал над первым сезоном "Улиц разбитых фонарей"
1
Режиссёры
Александр Рогожкин, Дмитрий Светозаров, Кирилл Капица, Виталий Аксёнов, Владимир Бортко, Игорь Москвитин, Виктор Бутурлин, Искандер Хамраев, Евгений Татарский, Евгений Макаров (II), Евгений Аксёнов, Андрей Щепочкин, Вячеслав Сорокин
2
Сценаристы
Александр Рогожкин, Сергей Сейранян, Кирилл Капица, Виталий Аксёнов, Константин Брон, Владимир Бортко, Дмитрий Светозаров, Анатолий Бархатов, Виктор Бутурлин, Искандер Хамраев, Евгений Татарский, Евгений Макаров (II), Евгений Аксёнов, Андрей Щепочкин, Андрей Кивинов

3
Операторы
Андрей Жегалов, Александр Устинов, Николай Покопцев, Иван Багаев, Сергей Юриздицкий, Владимир Васильев (III), Павел Засядко
4
Продюссеры
Кирилл Капица (иcп.), Александр Капица
Конечно, я о кино тогда не помышлял. «Ленфильм» стоял мертвый, там завывал ветер, ходили голодные собаки…
Мне заплатили чисто символическую сумму. Я уже точно не помню, сколько. Что-то вроде ста долларов за серию. Но мне много и не надо было. Тогда был книжный бум, и я на книгах хорошо зарабатывал.

Андрей Кивинов
Писатель
Съемочная группа экономила на всем, поэтому взяли малоизвестных на тот момент актеров, чтобы не переплачивать. Официальная стоимость серии была девять тысяч долларов - с гонорарами и так далее. А реально укладывались в меньшую сумму. Осенью 1995 года начали снимать первые восемь эпизодов в абсолютно полевых условиях. На серию уходила неделя.
Снимали где придется. Часть эпизодов - прямо в Кировском РУВД. Доходило до абсурда. В одном кабинете идет настоящий допрос, а через стенку - киношный… Знаменитое «Андрюха, по коням!» - в Петроградском РУВД сделали. А вообще большинство съемок проходило на Петроградке, рядом с «Ленфильмом». Чтобы на транспорт не тратиться. Договорились с опорным пунктом милиции. Там участковый сидел. Это маленькое такое помещение: коридор и несколько кабинетов. А в кино показали, как целый отдел. У Ларина в кабинете еще глухарь висел, помните? Так это настоящий, из нашего РУВД. Его художник-оформитель увидел и говорит: «Дайте». Ну мы отдали. Так он и пропал, наш глухарь…
<Улицы разбитых фонарей: Нашли мою шапку?>
Эпизод из серии "Кошмар на улице С."
«1 сентября 1997 года я повел сына Лешу в школу и встретился там с Сашкой Капицей. Александра Петровича я так называю, потому что с детства знал его по Комарово. Мы часто играли в футбол, иногда пили пиво. Значит, он ко мне подошел - брутальный, здоровый дядька, положил свою лапищу мне на плечо и спросил: «Хочешь подзаработать? Мы тут над сериальчиком работаем». А я до этого слышал, что в катакомбах «Ленфильма» кто-то что-то снимает за какие-то копейки. «Сколько платишь?» - спросил у него. «Разбогатеть не разбогатеешь», - ответил он и назвал какую-то приемлемую сумму».

Дмитрий Светозаров
Режиссер
Чтобы говорить об «Улицах разбитых фонарей», важно понимать, что это было за время: 90-е годы. Фильмы не снимали, наступил тотальный коллапс отечественного кинематографа. Наша знаменитая киностудия «Ленфильм» напоминала себя в годы блокады: выбитые окна, одинокие фигуры в темных коридорах, страшная разруха. Эта расщелина в преемственности кинематографа сыграла роковую роль. Тогда за пять-шесть лет многие ушли из профессии. Просто не нашли себя в новых условиях. И каждый спасался, как мог.
Дмитрий Светозаров
Режиссер
«С выбором актёров была очень интересная история. Прототипов главных героев никто не видел до того, как начались съёмки. Режиссёры и продюсеры ориентировались исключительно по описаниям в книгах. Когда актёры были выбраны, их фотографии привезли к нам в убойный отдел. Мы отметили, что все они чем-то напоминали реальных оперов. А Сергей Селин, которого утвердили на роль Дукалиса, оказался удивительно похожим на нашего друга и коллегу Анатолия Дукула».

Андрей Кивинов
Актёр
Как подбирали актеров?
Помню, как мы ходили по гулким коридорам «Ленфильма» и было как-то жутковато. Словно вот-вот война, вот-вот гроза... Как будто окна заколочены, а на них написано: «Все ушли на фронт». И вдруг нам предложили сняться в «Улицах разбитых фонарей».

Сергей Селин
Актёр
Мы собрали десять - двенадцать актеров. Они, конечно, не были «первачами». Нам нужны были «рабочие лошадки». Такими они и были тогда.
Виктор Бутурлин
Режиссер
Вся массовка - это члены съемочной группы. Я сам три роли сыграл. Звук писали прямо на площадке, декорации были минимальные.
Андрей Кивинов
Писатель
У нас бюджет был смешной - восемь тысяч долларов на кино. Артисты, съемки, транспорт - и все на восемь тысяч!
Дмитрий Светозаров
Режиссер
«Для "Улиц разбитых фонарей" актёров выбирали режиссёры, а мне только показали фотографии и спросили моё мнение. В принципе, оно совпало с режиссёрским. Опасения были только насчёт Александра Лыкова — слишком уж он не походил на оперативника: косичка, которой не должно быть по уставу, чёрная шляпа, красный шарф... Но он очень гармонично вошёл в команду. А после выхода сериала я стал замечать, что многие оперативники покупали такие шляпы, шарфы — подражали герою...» (Андрей Кивинов).
«Перед началом съемок мы и представить не могли, какой ошеломительный успех нас ждет. Думали, будет пустячок: снимем пару серий, о нас и забудут...
На следующее утро после премьеры мы проснулись знаменитыми. Хорошо помню тот день. Вот я просыпаюсь, иду на трамвайную остановку... Раньше было много ларьков. Они всюду стояли, так называемые верблюжьи тропы. И вот когда я шел мимо них, на меня как налетели! Брали автографы, жали руку, предлагали пиво... Я был просто ошарашен!».

Сергей Селин, исполнитель роли Дукалиса
Анатолий Дукул: «Режиссер угадал с выбором актера. Мы с Серегой даже почти слились воедино. В 1994-м я сломал ногу и некоторое время отсутствовал на работе. Потом вернулся, а мои товарищи сказали: «Толян, так мы же тебя еще вчера видели!» Я говорю: «Как это?! Не может быть, вчера я еще на костылях был». Мне и отвечают: «Ну как же? Разве не ты в отдел заходил?» Оказалось, это они Сергея со мной перепутали».

Анатолий Дукул и Сергей Селин
«Когда позвонили из студии, рассказали о новом проекте и предложили встретиться в кафе, побежал с радостью. Хватался тогда за любую работу: это было время, когда в коридорах «Ленфильма» бегали собаки и выл ветер, а павильоны продавали под магазины.

Были какие-то незначительные пробы. Вплоть до того, что вслух читали книжки Кивинова, пропуская ремарки. Почему Александр Рогожкин выбрал нас, не знаю. Почему именно я? Масса людей наверняка подошла бы на эту роль и играла бы так же. Что это: судьба, случай? Не знаю. Но Рогожкин стал нашим крестным отцом. И за это большое ему спасибо».


Александр Половцев
Актёр
"На пробы я пришёл в мокром пиджаке (попал под дождь). Я ещё был после какого-то дня рождения, у меня с собой гитара была. Я спел пару блатных песен и меня утвердили на роль милиционера."
Михаил Трухин
Актёр
"Я был начальником отдела рекламы, когда мне позвонили и предложили сняться. Я отказался.
Ну а сейчас думаю, что сидел бы в газете или журнале, если б не "Улицы".


Алексей Нилов
Актёр
"Я не знаю как они попали в сериал, но я в этой теме уже давно. И я очень горжусь своим персонажем Петренко и отношусь к нему серьезно."
Юрий Кузнецов
Актёр
Как шли съёмки?
Александр ПОЛОВЦЕВ: «Огнестрел», «глухарь», «в отказку» мы говорили, только делая вид, что понимаем
Майор, подполковник и полковник Олег Соловец
«Первый съемочный день. Это была осень, на деревьях еще листики висели. Мы ехали на троллейбусе по Большой Пушкарской: съемки были на ходу. А по улице бежал Саша Лыков. По сюжету мы что-то обсуждаем - и: «О, Казанова!»
Снимались в основном в своей одежде, в квартирах своих знакомых. Ездили на своих машинах: на съемках на своей «Волге» я случайно въехал в столб. Нам бесплатно или за минимальные деньги разрешали снимать на улице. Экономия была на всем. Было сложно, но интересно. Получалось вкусно и смешно».
<Казанова>
Казанцев гарантирует безопасность
Практически все локации первых серий были на Петроградской стороне, около "Ленфильма", поскольку бюджет был минимален.
Александр Половцев
Актёр
Я не понимал, что говорю: что такое «огнестрел», «ножевое», «глухарь», «в отказку». Мы говорили, только делая вид, что понимаем. До тех пор пока не встретились с реальными операми. Андрей Кивинов познакомил нас со своими прототипами, нам показали, как проходят допросы

У нас с удовольствием снимались настоящие спецгруппы, приезжали реальные ребята из ОМОНа. Да и съемки шли в настоящих отделениях милиции. Снимаем на втором этаже - реальные опера сидят на третьем. Если возникает какой-то вопрос - сразу к ним. Из какого-то отделения нас даже «попросили», потому что, как сказали, раскрываемость понизилась: опера, мол, выпивают вместе с артистами и остаются ночевать в кабинетах
«Не было же вагончиков раньше, а зимой в машине долго не просидишь. Мы ходили в кафе. Не потому, что мы такие алкоголики: холодно было. Но до срыва съемки не доходило. Только я знаю: вот на этих кадрах я нетрезв, но на озвучании могу это поправить.

Конечно, это неправильно, я не имею права. Но вот так. Пошел куда-то пообедать, а там уже специально обученные люди: «Смотри, кто пришел! Быстро! Быстро на стол накрывай!». Как Шурик, честное слово».


Александр Половцев
Актёр
"Со многими сотрудниками познакомились. Ходили на встречи в клуб ветеранов угрозыска. Конечно, такие встречи не с чаем происходили, сами понимаете. Из какого-то отделения нас вообще попросили, потому что сказали, что раскрываемость понизилась: опера выпивают вместе с артистами, остаются ночевать в кабинетах (Александр половцев)".
«Перед началом съемок мы ездили к настоящим операм. Смотрели, как они работают, вникали в суть профессии.

Мы не хотели играть рыцарей без страха и упрека. Герои «Улиц разбитых фонарей» - ребята с нашего двора. У них небольшие зарплаты, как правило, не устроена личная жизнь, поскольку работают круглыми сутками... Мы хотели добиться максимальной правдоподобности. Считаю, у нас получилось. Мы стали своими.

Нас звали на работу даже... в милицию! Действующие сотрудники говорили: «Ребят, давайте к нам в отдел!». Мы отвечали: «Понимаете, мы артисты. У нас есть сценарий!» А они: «Артисты?! А-а-а...».


Сергей Селин
Актёр
Работать было очень приятно. Если съемок не было день или два, я начинал думать: «Когда же я уже увижу Мишу, Лешу, Сашу, Настю?» Очень дружная сложилась команда! А режиссеры? Владимир Бортко, Дмитрий Светозаров, Александр Рогожкин... Одно удовольствие!
"Улицы разбитых фонарей": Дукалис и Каразия о том, что главное в женщинах
«Я свою серию снимал первым. В ней Ларин машину ищет. Я не знаю, как так получилось, но в Москве потом продюсеры ее поменяли местами с серией, которую снимал Александр Рогожкин. Сказали, что она как бы задает тон. Я не стал спорить…

У меня на съемочной площадке был сухой закон. Я же знаю, как это бывает: станет один выпивать, к нему присоединится другой, третий, начнется такое «бытовое пьянство», а на следующий день никого не собрать. Поэтому я строго-настрого запретил. Потом, я слышал, актеры подраспустились. Не понимаю из-за чего. Может, почувствовали, что взяли господа за одно место…».


Виктор Бутурлин
Режиссер
«Помню, когда мы снимали первые серии "Улиц разбитых фонарей", году в 1995-м, то режиссёр сказал, что надо бы на съёмку заполучить хорошую иномарку. Там был эпизод, когда бандиты приезжают ставить "крышу". Понятно, что бандиты не приедут на "Жигулях", а заявятся на чём-нибудь серьёзном. Снимали сериал мы за копейки, и продюсеры нигде не могли найти хорошую иномарку, да даже обычную никто не давал. В итоге нашли старенький "Фольксваген Жук", жёлтого цвета, горбатый, смешной.
Требовался ещё мобильный телефон бандитам, его у нас тоже не было. Пришлось мне из дома нести обычный переносной телефон. И вот такие страшные бандиты подкатывают к офису, выходят из "Жука" с таким страшным телефоном. Потом народ ржал, восприняв этот эпизод как стеб, типа, мы подкололи братву… А у нас просто не было денег!».
"Крыша" для магазина
Андрей Кивинов
Писатель
Как в сериале появилась женщина?
«Улицы разбитых фонарей» - вся моя жизнь. Это единственная история, которая полностью определила мою дальнейшую судьбу с момента появления в первом маленьком эпизоде. Да, у меня был театр, в который я вернулась спустя три года и в котором не работала по семейным обстоятельствам.

Попасть в сериал помогла моя подруга, художник по костюмам Наденька Васильева. Именно она подошла к своему другу Игорю Москвитину и попросила: «Ты будешь снимать как режиссер следующую серию? Ты не мог бы в эпизод взять Настьку? Она за эти три года отвыкла от камеры». Ведь считается, что артисты балета каждый день должны упражняться, фигуристы кататься, а спортсмены тренироваться. Так и артисты театра и кино без практики теряют ремесло. Хочешь не хочешь, но сколько бы теории в твоей жизни не было, практика перекрывает все. На что тот ответил: «Конечно, у меня здесь написано «три стажера», три мальчика, давай придет одна девочка, какая разница».


Анастасия Мельникова
Актриса
И вот первый день съемок. Я прихожу сниматься, открываю сценарий, а там написано «Саша Абдулов». А я с таким обожанием с детства относилась к фантастическому артисту, моему хорошему другу Александру Гавриловичу, что попросила: «Можно я не буду Сашей Абдуловой, а стану Настей Абдуловой?» На что мне Москвитин сказал: «Какая разница, ты всего на один эпизод».
«Вдруг через три-четыре серии (тогда режиссерам давали снимать через промежуток. - прим. ред.) Москвитину снова дают снимать серию. На что мои любимые мальчики говорят: «Слушай, так было классно. А давай возьмем девочку к себе в отдел. Тут только мужская компания, вот хоть разбавится девочкой». И меня Игорь Москвитин взял в следующую серию, будто я пришла работать в этот отдел. Через пять серий ему дали снимать еще серию. Игорь взял меня опять. А потом кто-то из режиссеров говорит: «А почему у Игоря она есть, а у меня нет?» Вот так постепенно я стала появляться в каждой серии».
Анастасия Мельникова
Актриса
Когда я окончательно осталась в сериале, стала работать как ломовая лошадь. Приходила в милицию, наблюдала за людьми, перечитала какое-то безумное количество детективов и старых, и современных авторов. Все это я делала для того, чтобы попытаться создать некий собирательный образ. Я поняла, что такой героини как таковой нет, но мне нужно, чтобы каждый следователь в районе узнавал в ней себя.
Моя героиня абсолютная моя противоположность. Я никогда не смогу вести себя так, как та женщина, которую я играла на экране. Я настоящая - слабая, неспособная на те поступки, на которые способна она. Я совершенно по-другому отношусь к жизни, я совершенно не могу противоречить мужчине, а она столько лет не только противоречила, но и лупила их физически и морально. Я другая. Все, что на экране, никакого отношения ко мне реальной не имеет. Я стала сильной в силу многих жизненных обстоятельств. Мне было очень интересно все это придумывать.
Анастасия Мельникова
Актриса рассказала о том, как случайно попала в сериал на 18 лет
Почему премьера состоялась спустя полтора года после съемок?
Андрей Кивинов
Автор идеи
Деньги дали в ноябре - и сразу стали снимать. С ноября по май сделали восемь серий. Производство было по заказу телеканала «Россия». И самое смешное, что отснятый материал телеканал в итоге не принял. Нам сказали: «Ребята, вы в своем уме, что это за самодеятельность?» В итоге два года сериал лежал на полке. А потом несколько менеджеров с «России» перешли на ТНТ и решили этот сериал взять. Поставили в сетку - и он сразу снял все рейтинги. Тут же нашлись деньги на продолжение…
Андрей Кивинов
Автор идеи
Деньги дали в ноябре - и сразу стали снимать. С ноября по май сделали восемь серий. Производство было по заказу телеканала «Россия». И самое смешное, что отснятый материал телеканал в итоге не принял. Нам сказали: «Ребята, вы в своем уме, что это за самодеятельность?» В итоге два года сериал лежал на полке. А потом несколько менеджеров с «России» перешли на ТНТ и решили этот сериал взять. Поставили в сетку - и он сразу снял все рейтинги. Тут же нашлись деньги на продолжение…
«Вот мы сняли восемь серий. Потом вдруг Саша Капица исчез. Не видели его месяц, два, год. Потом как-то встретили, и он нам говорит, мол, показал продюсерам в Москве
«И что?» – спрашиваем. «Они говорят, что понравилось, но не все», - ответил Капица. – «Нужно было снимать как Рогожкин и Бутурлин. В такой стилистике».
В общем, проект положили на полку. Мы, конечно, переживали. Было обидно. Но деньги нам заплатили, поэтому обманутыми себя никто не чувствовал».

Виктор Бутурлин
Режиссер
"Улицы разбитых фонарей" - это:
16 сезонов
Первый сезон состоит из 33 серий. Самый продолжительный получился 13-й сезон. Он состоит из 40 серий.
В 11 серии первого сезона появилась Абдулова
Впервые Анастасию Мельникову в сериале снял Владимир Бортко. Пригласил ее Игорь Москвитин, который режиссировал серию. Называлась она "Операция "Чистые руки".
484 эпизода
Столько серий в общей сложности насчитывают "Улицы".
Хронометраж серий: 42—61 минут.
Заказчиком телесериала изначально выступал телеканал РТР, но в то время у канала начались проблемы по долгам за озвучание «Санта-Барбары», поэтому права на «Улицы разбитых фонарей» в 1997 году передали телеканалу «ТНТ-Телесеть».
В итоге сериал стали показывать с 4 января 1998 года. Однако затем первый сезон выкупило ОРТ. Они поставили сериал в прайм-тайм и показывали его с начала октября 1998 года. Кивинов оставался сценаристом первого сезона (32 серии), до 1999 года, но продолжил консультировать сценаристов и режиссеров.
Ведь никто не верил в этот проект. Часто говорили, что это пустячок. А у меня была полная уверенность в его успехе. Я им говорил: «Погодите, ребята, вас это будет кормить лет сто».
Виктор Бычков
Актёр
На следующее утро после показа серии на ОРТ актеры проснулись знаменитыми. Дукалиса, Ларина, Казанову на улице узнавал каждый второй. С ними хотели выпить как бандиты, так и сами менты.
Дмитрий СВЕТОЗАРОВ: Жизнь врывалась на экран без нашего желания
Режиссер Дмитрий Светозаров
Все оценили юмор и реализм картины. Автор литературной основы – Андрей Кивинов – действительно знал, о чем писал. Ведь он работал в уголовном розыске. Время было жесткое. В конце 80-х на район за год приходилось четыре убийства. А в 1992-м уже больше восьмидесяти. Опера неделями жили на работе. Только юмором и спасались.
Так всё и закрутилось. Сериал поставили на поток. Бюджет вырос. У артистов начались вечера, встречи, концерты…
Кивинов ушел из сериала – делать его клон «Убойную силу». Вместе с ним на первый канал перекочевали режиссеры – тот же Бутурлин. Потом повести Кивинова кончились, к сюжетам стали привлекать сторонних сценаристов, мало знакомых с работой настоящих ментов. Съемки занимали уже четыре дня, качество падало…
Как уходили актёры из сериала?
Казанцев
Последняя серия, в которой нам показали полюбившегося многим Казанову, вышла на экраны 28 ноября 1999 года. Это был третий эпизод второго сезона, назывался он "Контрабас". После этого доблестный Казанцев в очаровательной шляпе и красном шарфике пропал.
Как скупо пояснял исполнитель роли Казановы Александр Лыков, "он не пожелал становиться заложником своей роли".
«Лыков мне нравится как актер, но человек он сложный.. У него подвижная психика. И его реакция не всегда предсказуема. Конечно, это плохо для работы в группе. Когда «Улицы» уже умерли, а «Убойка» еще не началась, Первый канал взял нескольких героев в свой проект. Лыкова не позвали, он не встроился в это дело и отказался от всего. Но я могу сказать, что, конечно, из всех их он наиболее продвинут в актерском мастерстве».

Виктор Бутурлин
Режиссер
"Уход Александра я переживал. Не как трагедию, но как потерю."
Сергей Селин
Актёр
"По первым сериям, когда он стал сниматься, было видно, что он очень требовательно относился к своей работе. Когда он ушёл, какого-то шарма не стало"
Андрей Кивинов
Писатель
"Я видел, что потом были какие-то статьи, где он говорил, что очень жалеет, что на него нашла "звёздочка".
Александр Половцев
Актёр
Александру Лыкову 56 лет. Он продолжает сниматься в кино. На его счету съемки в полусотне сериалов и фильмов. Например, в комедии "Каникулы строгого режима" он исполнил роль майора, а в "Турецком гамбите" сыграл капитана Перепёлкина. Но все равно в сознании многих россиян он продолжает оставаться тем самым Казановой из "Улиц разбитых фонарей".
К счастью, меня знают не только как Казанову, но и как актера Александра Лыкова. Кликуха Казанова постепенно отходит. Хотя на «Ментах» я сильно повзрослел.
Александр Лыков
Актёр в различных интервью о роли Казановы
Ларин и Дукалис
В 2003 году вокруг сериала "Улицы разбитых фонарей" разгорелся скандал. Актеры Юрий Кузнецов (Мухомор), Сергей Селин (Дукалис), Алексей Нилов (Ларин) и Анастасия Мельникова (Абдулова) заявили, что не довольны качеством последних серий. В ответ продюсеры пообещали... убить Ларина и Дукалиса, а Мухомора отправить на пенсию.
«После прочтения первых страниц сценариев, которые нам дают, не хочется ничего делать. Такое низкое качество материала. Надоедает работать по сценариям, написанным непонятными людьми, многие из которых не видели ни одной серии «Ментов» и не имеют понятия о характерах наших героев. За всё, что творит в течение последних 20 серий Ларин, мне лично стыдно! Я хожу и органично молчу или говорю текст, написанный нерусским языком...»
Алексей Нилов
Актёр
В пятом сезоне показали как убили Ларина и Дукалиса
Это было великое свинство со стороны людей, ответственных в тот момент за создание сериала. Питерских или московских, не скажу. Просто настал момент, когда я решил выйти из проекта и заняться чем-то другим, благо предложения были. Кое-кому это не понравилось, и нам решили отомстить... Изначально, кстати, нашего с Лариным убийства в сценарии не было. Кадры с взрывом и похоронами наших героев снимались без нас. Мы об этом знать не знали!

Сергей Селин
Исполнитель роли Дукалиса
Актёры неоднократно обращались к продюсерам, но понимания не нашли. Страсти накалились, когда стало ясно, что телевидение не может показать четвертый и пятый блоки сериала, а крутят старые серии, вперемешку, запутывая зрителей.

19 ноября 2003 года у «ментов» истёк срок действия контрактов с «Новым русским сериалом». Компания предложила их продлить. Михаил Трухин (Волков) и Александр Половцев (Соловец) согласились. А вот Кузнецов, Нилов, Селин и Мельникова отказались. Они подписали контракты с компанией «Феникс-фильм». Ее продюсеры Ольга Манеева и Сергей Скворцов стояли у истоков создания «Улиц разбитых фонарей», с ними артисты проработали более пяти лет. «Феникс-фильм» намерен был снимать свой сериал с участием «ментов» для РТР.

Я узнал о том, что актеры собираются уйти, от журналистов. Думаю, дело не в амбициях и деньгах. Это происки и амбиции определенных московских кругов, которые хотели бы иметь раскрученный бренд. Пока снимаются все, но Селин и Нилов стараются реже попадаться мне на глаза. Они мне не сообщали, что уходят. Да мне это и не интересно, потому что я люблю честную игру (Александр Капица, продюссер сериала "Улицы разбитых фонарей" в интервью "Комсомолке" от 24.07.2013 года).
Обидно, конечно. Хотя больше разочаровал не факт его гибели, а реакция на нее. На его похороны пришло человек десять... Ну что это такое?! Он там чуть ли не двадцать лет отслужил и погиб при исполнении служебного долга! Да там на кладбище должна была как минимум половина ГУВД собраться! А тут такое...

Если честно, мы с Олегом Дудинцевым (прототип Соловца. - Прим. автора) до последнего надеялись, что смерть Дукалиса - это такой режиссерский ход. Что-то вроде оперативной комбинации, чтобы его потом оживить. Но, увы.

Анатолий Дукул
Прототип Дукалиса
В 2004 году на первом канале показали пятый сезон сериала – он стал последним, где все персонажи оригинальных серий (за исключением Казанцева) появились вместе. В итоге сериал разделился на «Улицы разбитых фонарей» и «Опера: хроники убойного отдела». Второй просуществовал в эфире не так долго – три сезона, всего было выпущено 73 серии. А вот 16-й сезон «Улиц» в этом году показали на НТВ.
Это мой самый любимый сериал. Вернее, именно первый сезон, который я считаю эталонным и непревзойдённым во многом благодаря великолепной литературной основе Андрея Кивинова и блистательным режиссёрским работам вкупе с пронзительным саундтреком.
Второй сезон тоже сильно люблю, хотя уже нерва стало меньше. Нравятся с третьего по восьмой включительно, они тоже достойно сделаны, хотя сильно уступают уже предыдущим. А вот дальше, к сожалению, пошёл конвейер и сериал испортился.
Что до серий, то видел все серии 1-11 сезонов. 12-й и 13-й не смог уже осилить, не выдержал, 14-й весь отсмотрел, он меня малость порадовал, 15-й и 16-й вообще считаю полной ерундой, в которых даже одну серию невозможно было смотреть. Вообще, считаю, что после 8-го сезона, после ухода Куравлёва надо было сериал закрыть.
Орхан Алиев
Создатель группы "ВКонтакте" "Улицы разбитых фонарей/Убойная сила/Опера"
Оперативники о "Ментах"
«Кто девяностые прожил, тот поймет этот сериал. Он показал всю суть изнутри: все наши плюсы и минусы, быт ментов. Кое-где, конечно, приврали, но нестрашно. Я не фанат сериалов, но несколько сезонов посмотрел. Очень нравился персонаж Казанова. Дай бог здоровья артисту».
Олег КАРИМОВ
полковник МВД, депутат округа «Оккервиль», кандидат юрнаук
«Когда я маленький задавал вопросы про милицию, мой отец, который с 1989 по 1998 год работал в Петродворцовом РУВД, а потом еще более пятнадцати лет в ОМОНе, посоветовал мне посмотреть именно этот сериал. Яркие образы персонажей, взятых с «натуры», сюжеты, основанные на реальных событиях, очень точно и без лживого пафоса передают все тяготы и радости жизни обычного советского и российского милиционера, еще не развращенного жаждой наживы, с последовавшей затем чередой реформ».
Игорь
сотрудник ОМОНа, стаж службы 10 лет
«Несмотря на мое скептическое отношение к сериалам, «Улицы разбитых фонарей» привлекли внимание своей актуальностью, простотой сюжетной линии, интересными персонажами. Подкупал, конечно же, добрый юмор. Считаю, что это хорошее и честное кино о работе питерской милиции 90-х, об обычных людях, выполняющих трудную работу. Особенно первые серии фильма оказали сильное влияние на формирование у зрителя положительно имиджа современного стража порядка».
Алексей ДАНКЕ
начальник пресс-службы ГУ Росгвардии
«Вообще сериал нормальный, но мне интересны были только первые серии. Потом уже не смотрел. И, конечно, в нем мало что вяжется с реальностью.
Нелепых жалоб много - это правда. Пьют много, раньше так и было. А вот бешеное раскрытие преступлений и стрельба - такого в жизни нет. Опера завалены бумагами, им некогда на земле работать».

Алексей БУХТИЯРОВ
врио начальника отдела уголовного розыска ОМВД России по Волосовскому району
Этот сериал стал первым в своем роде. Часто слышу фразу: «Все мы вышли из «Ментов». Сериальное движение, которое сейчас цветет пышным цветом, зародилось отсюда. «Улицы разбитых фонарей» - первый в своем роде успешный, коммерчески выгодный проект.

Дмитрий Светозаров как-то сравнил наш сериал с феноменом «Битлз». Вроде все играли на гитарах, но тут вдруг появилась ливерпульская четверка, и у всех крышу снесло. Или полет Гагарина в космос. Заслуга Юрия Алексеевича еще и в том, что он был первым. Не сравню выход «Улиц разбитых фонарей» с его подвигом, но мы тоже стали первопроходцами!


Сергей Селин
Актёр
Что стало с актёрами из сериала "Улицы разбитых фонарей"?
Алексей Нилов за время съемок перенес клиническую смерть и несколько разводов. В марте 2015 года он появился в кардинально новом образе в сериале «Высокие ставки» на НТВ. Там он воплотил противоположный образ – криминального авторитета.
Александр Лыков играл в сериалах и нескольких фильмах, но тех высот, что обещала его карьера в самом начале, пожалуй, так и не достиг. Сейчас не дает комментариев прессе.
Сергей Селин снимался еще в нескольких сериалах, самый популярный из которых «Литейный», где он воплотил образ полковника ФСБ.
Александр Половцев «засветился» в свое время в популярной рекламе сока и сериале «Восьмидесятые» на СТС, но продолжает сниматься в «Улицах». Как и еще один участник оригинального состава – Михаил Трухин. При этом Трухин еще и востребованный театральный актер. Спектакли с его участием идут на сцене МХТ.
Анастасия Мельникова стала депутатом Законодательного Собрания Петербурга. В прошлом году ее выбрали в очередной созыв.
Юрий Кузнецов, он же «Мухомор», сейчас в кино не снимается и живет в квартире в Петербурге вместе с семьей.
Made on
Tilda