Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика25 октября 2006 22:00

В Ливане чеченских спецназовцев приняли как своих

Они охраняют там наших военных строителей
Спецназовцы из Чечни в Ливане крепят дружбу между народами: на фото вместе с местными военными.

Спецназовцы из Чечни в Ливане крепят дружбу между народами: на фото вместе с местными военными.

Две недели назад на Ближний Восток впервые за долгие годы отправились наши солдаты. Военные строители из 100-го мостового батальона Минобороны прибыли в едва остывший от войны Ливан - восстанавливать мосты и дороги, разрушенные израильской авиацией. У этой гуманитарной миссии оказался пикантный аспект: охранять мостостроителей было поручено военнослужащим из чеченских батальонов «Запад» и «Восток». Оставалось только гадать, что это - почетная ссылка для спецназа или степень высшего доверия в пику Западу: дескать, вы нас критикуете за Чечню, а мы им вон какое важное дело доверяем. Корреспондент «КП» решил разобраться на месте.

Россия наводит мосты

До войны от столицы Бейрута до портового города Сайда (именно рядом с ним находится база наших военных) можно было добраться на машине минут за 20 по скоростной автостраде. Сейчас и в полтора часа не уложишься. На шоссе повсюду свеженькие указатели «Объезд» или «Строительные работы». Порой машины сбиваются в пробку длиной в километры.

Везущий меня таксист с 30-летним стажем Фуад через каждые пять минут поминает недобрым словом то «Хезболлу», то израильское правительство:

- Вы только посмотрите, что они сделали. Идиоты! Нет, ты сфотографируй это обязательно.

И он резко тормозит прямо посередине шоссе, чтобы показать мне разбомбленную эстакаду. На 40-километровом участке от Бейрута до Сайды не осталось практически ни одного целого моста - одни развалины. Коммуникации Израиль уничтожал в первую очередь. Считалось, что по дорогам доставлялось оружие боевикам «Хезболлы».

Рухнувший мост едва не ударил и по моему кошельку. За трудную поездку до Сайды Фуад попытался содрать «двойной счетчик». Но узнав, что я еду к русским строителям, сделал скидку. Автомобильные трассы для Ливана - это дороги жизни. Через месяц начнется сезон дождей, и без новых переправ до некоторых горных районов просто не доберешься.

Вопреки известной поговорке про главные русские беды ливанцы уверены, что наши специалисты отстроят им дороги качественно.

- Были тут недавно французы, но то, что они построили, не простоит и года, - брюзжит мой водитель. - Я видел, как они работали. Халтурщики: трое копошатся возле моста, остальные в море купаются.

Деревянные перекрытия «французского» моста действительно уже дышат на ладан: щепки летят во все стороны из-под колес легковушек, а тяжеленные грузовики они и вовсе не выдержат.

«Сколько заплатят - не знаем...»

Деревня Дамур - в 20 километрах от Бейрута. Раньше мост связывал две половины поселка. Теперь, чтобы попасть на другой его конец, местным жителям приходится делать крюк почти в 10 километров.

- Когда прилетели израильские самолeты, мой дядя был в поле, - тараторит 12-летний Айхан. - Одна бомба попала в мост, а другая взорвалась рядом. Дяде повезло - взрывной волной его отбросило на пять метров, но он остался жив.

Постройка моста в Дамуре близка к завершению. Бойцы торопятся - 27 октября в Ливан должна прилететь делегация Минобороны - принимать вместе с местными военными первые два объекта. Арабы в восторге от того, как работают русские. Еще больше им приглянулся военный городок «мостовиков» и наша техника: они слезно просят российских генералов оставить им это все после окончания миссии - в качестве подарка. Что поделаешь, и это Восток.

Последний поворот гаечного ключа - и мост практически готов. С виду это похоже на обычный конструктор «Лего» - эстакаду собирают из типовых металлических ферм, сделанных в России. Такая в отличие от французской простоит лет тридцать. Если, конечно, новой войны не будет.

- Про чеченцев писать приехали? - генерал-лейтенант Федор Алексаков, начальник Центрального автодорожного управления Минобороны, кажется, немного ревнует их к своим подчиненным. - С взводом охраны у нас никаких проблем. Работаем нормально, в сроки укладываемся.

- С восточной спецификой уже столкнулись?

- Один раз арабы пытались нашу колонну на марше подрезать. Потом увидели, что люди с оружием, мигом успокоились.

- А что, у нас в России строить больше ничего не надо? В той же Чечне, например, - спрашиваю в лоб генерала.

- Мы, кстати, и в Чечне переправы наводили, причем в боевых условиях.

Интересуюсь ненароком у одного из офицеров.

- Говорят, зарплаты у вас здесь очень большие. Даже рядовой контрактник получает по 2500 долларов в месяц. Выгодно получается Ливану-то помогать?

- С чего вы взяли? Пока никаких денег на руки мы не получали. Говорят, что зарплаты рассчитывали в процентах от оклада посла в Ливане. Самый маленький контракт выходил чуть больше 1200 долларов - все равно, конечно, больше, чем дома. Потом пошли разговоры о том, что и послу неплохо бы зарплату повысить - все же «горячая точка». Но какая-то «светлая голова» в Минфине решила, что повышать не надо: войны-то уже нет. Его бы сюда... Вот мы и гадаем, сколько в итоге получим.

Чувствуется, он морально готов к тому, что все равно с деньгами кинут.

Чеченцы и ливанцы молятся вместе

Трое чеченских спецназовцев с автоматами появляются незаметно из соседней банановой плантации. У всех на лицах - многодневная щетина.

- А что, нам можно, мы же контрактники, - отшучивается один из охранников Малгобек Хамурзаев в ответ на мое замечание по поводу неуставной бороды.

Чувствуется, появление журналиста их заинтересовало - небольшое разнообразие. Вопросы, как очередь из автомата Калашникова, - непонятно, кто у кого берет интервью.

- Что, в Москве, правда, уже холодно? Неужели снег пошел? Хотите с ливанцами вам попозируем?

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Где еще служат наши военные?

Cегодня российские «голубые каски» и военные наблюдатели участвуют в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН в 12 регионах, в том числе Западной Сахаре, Конго, Либерии, Кот-д’Ивуаре, Бурунди, Восточном Тиморе, Сьерра-Леоне. Кроме того, наши миротворцы несут службу в конфликтных районах ближнего зарубежья - в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Таджикистане. В составе миротворческих частей и подразделений РФ - около 9 тыс. человек. За 33 года (с момента первого участия) в миротворческих операциях было задействовано более 80 тыс. человек. Свыше 300 из них погибли.

КСТАТИ

Батальоны «Восток» и «Запад» входят в состав 291-го полка 42-й мотострелковой дивизии Минобороны РФ. Личный состав - на 90 процентов чеченцы.

Первым командиром «Востока» был Джабраил Ямадаев, погибший в марте 2003 года. Его сменил родной брат - Сулим. «Западом» командует полковник Саид-Магомед Какиев.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Зачем России лезть на Ближний Восток?

Отправив в Ливан не обычных миротворцев под флагом ООН, а военных строителей под российским стягом, мы тем самым убили сразу нескольких зайцев.

Во-первых, одним только присутствием в регионе Россия резко подняла свой авторитет на Ближнем Востоке. И простые люди, и местные политики, и большие чины из ливанских военных признаются в этом буквально в унисон. Наводить мосты вообще дело благородное, никто даже из наших дежурных критиков не сможет придраться к этой миссии россиян.

Во-вторых, выдав в охрану «мостовикам» не обычный спецназ, а чеченский, мы нашли ему удачное применение, а заодно и вывели на международную орбиту. Показали всему миру, что мы чеченцев не зажимаем, а наоборот, доверяем серьезную миссию. И в самой Чечне, получается, не все так уж страшно, если два элитных взвода из республики спокойно отправили в длительную загранкомандировку.

Да и мусульманскому населению в Ливане единоверцы из Чечни, как оказалось, куда ближе, чем «голубые каски» из Европы. А с другой стороны, мы в итоге угодили и христианской общине страны - строители-то большей частью русские.

Может быть, этот опыт окажется полезным и в будущих наших миссиях за границей?