Звезды

Эннио Морриконе: Хорошую музыку можно написать к любому фильму

Имя этого итальянского композитора в нашей стране знают даже люди, далекие от искусства
Эннио Морриконе очень уважает шахматы. Сеанс игры с продюсером его гастролей Артуром Шачневым.

Эннио Морриконе очень уважает шахматы. Сеанс игры с продюсером его гастролей Артуром Шачневым.

Если мелодия в блокбастере вас зацепила, то 50 процентов из ста, что ее написал Морриконе

6 декабря маэстро приедет в Москву. Могу точно сказать, зрителей ждет потрясающий концерт. Мне удалось посмотреть его в Риме. Первые 20 минут я тихо плакала в партере...

На следующий день меня ждала встреча с маэстро. Его дом - ­многоэтажная элитка, Морриконе живет на 12-м этаже - расположен как раз напротив концертного зала. Уверенности в том, что разговор состоится, не было. Во-первых, маэстро почти 85. Во-вторых, о его нраве ходят легенды. Как-то он отказался разговаривать с журналистами, прилетевшими на встречу из Москвы. В-третьих, накануне у него был сложный концерт.

К счастью, маэстро на сей раз был расположен к разговору. И вопреки своей привычной немногословности разговорился.

- Есть мнение, что музыка - это математика: один интервал может вызвать слезы, другой - заставит смеяться. Согласны ли вы с этим утверждением?

- Да, я с этим мнением согласен. Музыка очень связана с математикой, без сомнения. Это еще при Пифагоре стало ясно. Он рассматривал математику и музыку как единое целое. Различные интервалы - терции, октавы, квинты - это все математически просчитано, и каждый музыкант, каждый композитор знает эти соотношения. Кстати, недавно я написал одну мелодию в басовом ключе для одного моего коллеги, и я в буквальном смысле писал цифрами. А еще музыка похожа на игру в шахматы. Очень люблю эту игру. У вас в России шахматы на очень высоком уровне. Я играл с Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым. Проиграл, конечно...

- Писать музыку вы начали лишь в 33 года. Знаковый возраст. С чем это связано?

- Честно говоря, я даже не знаю. Так уж получилось. С опытом, думаю, это никак не связано. Я закончил курс композиторского мастерства, когда мне было 26 - 27 лет, и тогда же начал писать музыку. Но если говорить о музыке для кино, вы правы, мне было как раз года 33.

Для того чтобы писать текст, журналист должен изучить грамматику, язык и затем сесть и написать текст. С композиторами происходит то же самое - нужно выучиться музыкальной грамоте, музыкальному мастерству, а потом сесть и писать музыку. Даже если тебе не совсем нравится то, что снял режиссер, ты все равно можешь написать хорошую музыку.

Со своей музой Марией маэстро прожил уже более полувека.

Со своей музой Марией маэстро прожил уже более полувека.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

- А как же та самая Муза, то вдохновение, о которых так много говорят? Что лично вас вдохновляет: природа, женщины, вино?

- Да, есть такое романтическое представление о композиторах. Мол, стоит ему увидеть прекрасные закаты или рассветы, влюбиться в красавицу, как он тут же вдохновится и напишет музыку. Лично мне идея вдохновения совершенно не близка. Для меня важнее всего идея. Если у тебя есть четкая идея, ты над ней работаешь. Возможно, это сразу несколько идей, из которых тебе затем нужно выбрать одну. Случается так, что уже в процессе работы ты вдруг понимаешь, что идея была ошибочной. Тогда надо отказаться от того, что сделано, и начать по новой.

- Вы вчера вдохновенно дирижировали двухчасовым концертом. У вас прекрасная физическая форма. В чем секрет?

- Честно говоря, я не знаю. Может быть, в том, что я всегда, каждый божий день делаю гимнастику. Всегда прогуливаюсь по дому - я не выхожу на улицу для прогулок - и обычно не ложусь поздно спать. Вчера, например, из-за концерта я лег спать в два часа ночи, сегодня встал, как всегда, в семь. Как обычно, сделал гимнастику, правда, чуть позже обычного времени, как всегда, прогулялся. Может быть, в этом секрет формы? В активности и верности привычкам? Если вам показалось, что я в тонусе, - отлично! (Тут маэстро загадочно заулыбался.) Моя жена тоже мне говорит, что я в тонусе. А никаких других секретов я не знаю.

- Италия славится своими музыкантами, тенорами, композиторами. Есть ли какое-то объяснение этому?

- Здесь я позволю с вами не согласиться. На мой взгляд, есть другие страны с более богатой музыкальной культурой, которые повлияли на становление музыки в других странах, - это прежде всего Россия, Германия, Австрия. Если мы будем продолжать вот такую квалификацию музыкальную, то Италию я бы поставил на одном уровне с Францией. Англия пришла в музыкальный мир позже и, соответственно, сделала для него чуть меньше. Это, конечно, очень личная, моя персональная классификация. Россия в этом списке занимает, пожалуй, первое место.

- А как же знаменитые итальянские тенора? В другой стране тенор - это событие, а у вас ­повседневность!

- Да-а-а, у нас в Италии есть такая угроза, что все скоро начнут петь!

- В России к вам особенное отношение. Когда я говорила, что я еду к вам в гости, абсолютно все просили передать привет. Какие у вас отношения с российской публикой. Может быть, вы успели обзавестись личными связями?

- Личных контактов и личных связей в России у меня нет. Но у меня есть огромная привязанность и огромное уважение и восхищение Россией как страной с богатейшей музыкальной культурой. Скажем, Мусоргский, Римский-Корсаков - они сделали столько для мировой музыкальной культуры, сколько, пожалуй, не сделал ни один композитор. А если вспомнить Стравинского? Стравинский для меня - это настоящий идол, недостижимая величина, я им восхищаюсь.

- Организаторы из-за бешеного спроса на билеты решили устроить два концерта, а не один, как было запланировано. У вас будет свободное время. Что собираетесь посмотреть в Москве?

- Я в Москве, как вы знаете, уже не в первый раз. И кое-что мне удалось увидеть в ­предыдущие приезды. Например, я весь Кремль посмотрел. И знаете, именно там, в Кремле, я услышал одну замечательную музыкальную группу - пять человек пели классические произведения в древней полифонической традиции. Они меня настолько ­поразили, что через какое-то время я пригласил их в Рим, они здесь давали концерт. К сожалению, сейчас я уже не помню названия этой группы. Пока подумать насчет московских экскурсий у меня не было времени.

ФАКТ!

Cам Морриконе не может точно сказать, музыку к скольким фильмам он написал.

Иногда он посвящает произведения своей жене Марии. Как правило, это музыка оригинальных форм. «Моей жене не занимать оригинальности», - объясняет композитор.

У маэстро четверо детей. Сын Андреа - дирижер и композитор, работает с итальянским оркестром. Эннио отговаривал его от этого пути, но сын своими достижениями сумел убедить отца, что он тоже талантлив. Джованни - режиссер, живет в Америке. Марко работает в обществе по авторскому праву. Дочь Алессандра занимается медициной.

Морриконе владеет только итальянским. Говорит: «У меня один язык, одна жена и одна страна!»

5 самых известных фильмов, музыку к которым написал Эннио Морриконе

«Однажды в Америке»

Сериал «Спрут»

«Профессионал»

«72 метра»

«Легенда о пианисте»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Артур Шачнев, продюсер оркестра «София» и гастролей Эннио Морриконе:

- Титанических трудов для нас стоило организовать эти концерты. У маэстро осталось негативное впечатление от прошлого сотрудничества с российскими музыкантами и промоутерскими компаниями. Поработав с некоторыми симфоническими оркестрами нашей страны, Эннио не хотел больше приезжать в Россию.

Согласился, лишь когда узнал про оркестр «София», собранный из солистов лучших оркестров страны. Маэстро долгое время отслушивал работы «Софии» и наконец решился.