Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество4 марта 2013 22:00

Грузию хотели назвать Сталинской ССР

Во вторник, 5 марта, исполняется ровно 60 лет, как умер «вождь народов»
Сегодня исполняется ровно 60 лет, как умер «вождь народов».

Сегодня исполняется ровно 60 лет, как умер «вождь народов».

Идея увековечения памяти умершего ровно 60 лет назад Иосифа Сталина появилась еще до его физической кончины. Члены президиума ЦК уже 2 марта знали о фактически необратимом характере его болезни. И поэтому опубликованное 7 марта постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании памятника вечной славы великих людей советской страны было вполне ожидаемым событием: «В целях увековечения памяти великих вождей Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина, а также выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных на Красной площади у Кремлевской стены, соорудить в Москве монументальное здание - памятник вечной славы великих людей Советской страны.

По окончании сооружения пантеона перенести в него саркофаг с телом В. И. Ленина и саркофаг с телом И. В. Сталина, а также останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлевской стены, и открыть доступ в пантеон для широких масс трудящихся».

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ЗА 300 МИЛЛИОНОВ

Жители юго-запада столицы и не подозревают сейчас, что они могли бы жить в районе с гордым названием «Памяти товарища Сталина». Постройка его на территории, ограниченной со стороны центра Москвой-рекой, слева - Ленинским проспектом, справа - Мосфильмовской улицей и на западе - улицей Лобачевского, была предложена Георгию Маленкову, сменившему Сталина на посту председателя Совета Министров СССР уже весной 1953 года. За пять лет - к 80-й годовщине со дня рождения Иосифа Виссарионовича - планировалось построить сталинскую академию общественных наук, музей «вождя народов», стадион вместимостью 400 тысяч человек, жилые районы и самую современную инфраструктуру. Строиться все должно было на века и стать своего рода «выставкой достижений народного хозяйства».

Переименований тоже предлагалось множество. Например, Советскую армию хотели назвать Сталинской. Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе в Москве должны были стать проспектом Сталина, а Грузия вообще - Сталинской ССР. И это все несмотря на то, что уже существовали города Сталинград (Волгоград), Сталин (Донецк), Сталинабад (Душанбе), Сталиногорск (Новомосковск) и другие населенные пункты поменьше...

Фантазия советских граждан была поистине беспредельна. Существует несколько вариантов готовившегося к выпуску ордена Сталина, именем вождя готовы были назвать все - от автомобилей до ракет, от деревень до мегаполисов. Но во многих случаях здравый смысл все-таки брал верх.

Однако сталинский пантеон в соответствии с постановлением ЦК и Совмина готовились построить по-взрослому. Существуют даже проекты этого сооружения для постройки как в Кремле, так и вне его, например на месте ГУМа или на том же юго-западе. Представляете себе, район «Памяти товарища Сталина», Московский университет имени Сталина, да еще пантеон Сталина!

Последний, как мне представляется, не построили по двум причинам. Во-первых, с приходом к реальной власти Хрущева инициативы по «увековечению памяти вождя» поутихли. Во-вторых, тратить из казны около 300 миллионов рублей на пантеон и в сто раз больше на возведение района сочли слишком расточительным.

А НЕ СХОДИТЬ ЛИ НАМ В МУЗЕЙ?

Руки дошли только до создания музея. Передо мной выписка из протокола № 17 заседания Президиума ЦК КПСС от 18 июля 1953 года («Строго секретно»). В основном выписка касается возобновления работы филиала музея Ленина в «Горках Ленинских». А вот второй пункт гласит: «Организовать на подмосковной даче, где жил и работал И. В. Сталин, музей». Предложения по организации музея надлежало представить в ЦК КПСС до 1 августа.

Легко сказать - «представить предложения»! Берия, который считался лидером в «тройке», сформировавшейся после смерти вождя (в нее входили также Маленков и Хрущев), сделал все, чтобы «замести следы». Еще до похорон началось изъятие находившихся на Ближней даче архивов, документов, книг, вещей и даже мебели. К концу марта сталинское жилище опустело, охрана была расформирована, а саму дачу передали на баланс Минздрава с целью разместить на ее территории детский санаторий имени Сталина. Но в июле Берия арестовали, и через три недели появилась упомянутая нами выписка.

2 сентября 1953 года вышло постановление секретариата ЦК КПСС, которое одобрило предложения по созданию музея в главном доме на даче в Волынском и утвердило штат сотрудников в количестве 40 (!) человек с общей зарплатой 29 200 рублей в месяц.

Работникам Музея Ленина и бывшим сотрудникам сталинской охраны понадобилось приложить немало усилий, чтобы вернуть на Ближнюю дачу вывезенную мебель и расставить ее приблизительно так же, как и при жизни генералиссимуса. Была привезена часть подарков к 70-летию Кобы, но архив, книги, документы, даже пластинки с пометками вождя остались на секретном хранении.

Музей Сталина, как и было определено постановлением, принял первых посетителей в ноябре 1953 года. Как мне рассказали сотрудники кунцевской дачи (она до сих пор является объектом Федеральной службы охраны), посещали музей в период с ноября 1953 года по февраль 1956 года только организованные группы слушателей Высшей партийной школы и московского партактива. В декабре 1955 года на даче побывала Светлана Сталина, которая отметила отсутствие некоторых личных вещей вождя (они находились в Кремле). Но для широкой публики «очаг культуры» так и не заработал. Сразу после ХХ съезда КПСС все работы по комплектованию музея были прекращены, и в апреле 1956 года объект стал спецдачей ЦК КПСС.

В 1990 году дачу Сталина вернули в ведение 9-го управления КГБ, и она получила название «Волынское-1». Усилиями Федеральной службы охраны она была доукомплектована и личными вещами Сталина, и их аналогами (например, книгами и телефонами) и в настоящее время уже похожа на реальный музей, в котором время от времени проводятся экскурсии…

Редкий документ - распоряжение о посмертных масках вождя и распределении их в главные музеи СССР.

Редкий документ - распоряжение о посмертных масках вождя и распределении их в главные музеи СССР.

НОВЫЕ ПОПЫТКИ

Попытки увековечения памяти Сталина продолжались и после ХХ съезда КПСС, который «разоблачил культ личности», и после ХХII съезда, принявшего решение вынести Сталина из Мавзолея (в 1961 - 1963 годах было демонтировано большинство памятников Сталину в СССР). В Российском государственном архиве социально-политической истории хранится письмо группы рабочих тульского оборонного завода № 539, написанное в октябре 1967 года: «Дорогой наш Председатель Совета Министров тов. Косыгин А. Н.! Мы, коммунисты с 1924 года, были на выставке в Москве и ходили в Мавзолей В. И. Ленина. Когда мы вышли... и увидели могилу И. В. Сталина, были поражены, какая его могила - все похоронены как деятели, а на могиле И. В. Сталина даже нет ограды и нет монумента, не заслужил… Стыдно вам, тов. Косыгин А. Н., что так поступили с И. В. Сталиным... Мы просим Вас поставить на его могилу монумент...»

Самое интересное, что это письмо и другие «пожелания трудящихся» вызвали реакцию, и в 1970 году на сталинской могиле был установлен памятник работы скульптора Николая Томского...

А попытки все нового «увековечения» продолжались с интервалом в 10 - 15 лет. В 1984 году планировалось вернуть Волгограду имя «вождя народов», такую же инициативу коммунисты проявили в 1999-м, а последние сообщения о возможном переименовании города в Сталинград появились в прессе несколько месяцев назад. История со Сталиным еще совсем далека от завершения…

Редакция благодарит Российский государственный архив социально-политической истории за помощь в подготовке материала.