Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Происшествия12 сентября 2013 22:00

Амур три года копил аномальную воду

Наш корреспондент передает из Комсомольска-на-Амуре, который переживает катастрофическое наводнение [видео]
Наш редактор в Хабаровске Юля Кремнева показывает ту самую линейку, по которой меряют уровень воды в Амуре. Репортаж об этом удивительном способе и людях, которые трижды в день по колено в воде снимают ее параметры по обычной деревяшке, читайте завтра в «КП».

Наш редактор в Хабаровске Юля Кремнева показывает ту самую линейку, по которой меряют уровень воды в Амуре. Репортаж об этом удивительном способе и людях, которые трижды в день по колено в воде снимают ее параметры по обычной деревяшке, читайте завтра в «КП».

«Папа, скажи, нас затопит?»

В тот день до пика наводнения оставался еще почти метр - уровень воды в Амуре подбирался к фантастическим 900 сантиметрам*, и злые амурские волны то тут, то там рвали в городе дамбы.

Вместе с непрекращающимся подъемом воды беда сочится на улицы города через ливневки и люки. Не проехать в самом центре, по проспекту Мира, - здесь глубокий, по пояс, разлив. А рядом - набережная Амура, любимое место отдыха горожан. Вернее, не набережная, а то, что от нее осталось. Люди фотографируют небывалый уровень, пьют пиво, едят шашлыки. Пляж, раздевалки, клумбы, фонари и двадцать ступенек первой лестницы уже под водой. Но остаются еще два десятка ступенек и вторая прогулочная терраса, дающая дефицитное нынче в Комсомольске ощущение личной безопасности. Но и это иллюзия.

- Папа, нас затопит? - спрашивает девочка. Взрослый молчит, будто не слышит вопрос, и смотрит на близкую воду.

НА ДАМБЕ

Уже две недели, как беда пришла в Комсомольск. Перерастет ли она в катастрофу? Ответа на этот вопрос все еще нет. И быть не может, потому что на подъеме к пику великого дальневосточного наводнения ситуация в его, будем надеяться, последнем эпицентре - городе Комсомольске - меняется порой непредсказуемо и мгновенно.

Вот стоим мы на дамбе у озера Мылки с координатором группировки спасателей из Иванова Игорем Дмитриевым. И он спокойно так говорит: «Обстановка сейчас уверенная». Откуда ни возьмись - ветер. Озеро приходит в движение, волны бегут одна за другой на свежую насыпь. Ширина дамбы всего ничего - метра два. Дальше откос, высота - метра три. Внизу - заболоченная территория, обширный выход грунтовых вод, потом улица и жилые многоэтажки. Страшно представить, как еще чуть-чуть, и озеро жахнет вниз через трехметровый порог.

К счастью, ЧП не случилось. В тот день потоп со стороны озера Мылки остановили. Спасибо за это ивановским парнишкам-спасателям: они успели закидать опасный участок мешками с песком, что подвозили в авральном режиме на плавающих бронетранспортерах. Одновременно туда-сюда по опасной полоске земли курсировали грузовики, сваливали грунт прямо под нож бульдозера. Как водители умудрялись делать эту работу, на каких пределах возможного и каким напряжением, знают, наверное, только они.

Так что теперь, когда кто-то из властей роняет фразы о том, что защита Комсомольска идет в круглосуточном режиме, без сна и отдыха, и делается все, чтобы не допустить катастрофы, я точно знаю, про кого эти слова. Про таких, как курсанты МЧС из Иванова, как рядовые Восточного военного округа, как водители большегрузов и бульдозеров.

Сотни человек готовят мешки с песком, чтобы упрямо укреплять дамбы, которые то и дело размывает вода.

Сотни человек готовят мешки с песком, чтобы упрямо укреплять дамбы, которые то и дело размывает вода.

ТЫ ЗАПИСАЛСЯ В ДОБРОВОЛЬЦЫ?

Дамбы, как бомбы, рвутся со всех сторон, сил не хватает, и чем ближе пик паводка, тем многочисленнее группировка тех, кто «выполняет поставленные задачи». Плюс к ней - тысяча горожан-добровольцев. Они приходят по призыву, то и дело звучащему в местном теле- и радиоэфире: «Нужна помощь! Ждем всех, кто хочет участвовать в спасении города, в Доме молодежи!» Сотни откликнувшихся. Много это или мало для Комсомольска с населением в 258 тыс. человек?

Сколько мешков наполнено, крепко перевязано тесемочками, погружено (вручную!) в ковши экскаваторов, кузовы грузовиков, отвезено на проблемные участки, уложено (снова вручную!) на высоту 6, 7, 8, 9 метров?.. Глава города Владимир Михалев подсчитал: порядка двухсот тысяч штук. То есть по мешку на жителя. Сколько еще надо? И получится ли, как в войну, настоящее народное ополчение, чтобы обогнать-таки подъем реки и не дать стихии окончательно затопить Комсомольск?

ПО ПЕРЕУЛКАМ БРОДЯТ СЛУХИ

Пока же поистине всенародный порыв случился не на строительстве дамб, а... в супермаркетах. Подогретый слухами в соцсетях, вспыхнул нездоровый общегородской ажиотаж. И за один день с полок магазинов был сметен месячный запас товаров повышенного спроса - вода в бутылках, тушенка, соль и спички. Народ хватал крупы, хлеб, шоколад, икру из кабачков... Назавтра паника улеглась, полки заполнились новыми банками и буханками.

Что это было?

- С причинами ажиотажа разбираются правоохранительные органы, - заявил на пресс-конференции в Комсомольске начальник главного контрольного управления правительства Хабаровского края Денис Удод. - Есть предположение, что это была четко спланированная, инспирированная преступная акция. Люди, не поддавайтесь на провокации! Нет питьевой воды? Не верьте! И тушенка в городе есть!

А городская администрация организовала, как выразились специалисты отдела торговли, летучие бригады в составе «чиновник - сотрудник ОБЭП - прокурор» и провела проверки, которые, впрочем, никакого реального повода для массового забега горожан по магазинам не обнаружили. Кроме того, на время ЧС в городе начала работать «горячая линия» и телефон, по которому особо беспокойные граждане сообщают о «фактах необоснованного повышения цен и дефиците продуктов», но, говорю вслед за отделом торговли уже как свидетель и покупатель, эти «факты» также не подтверждаются.

Слухи, как река, топят город. Все огороды погибли! Иду на рынок и вижу - ряды дачной продукции. Помидоры, огурцы, картошка, зелень. Удивительное дело: цены на «свое» не только не зашкаливают, а ниже, чем на овощи из Китая. Народ подвозит машинами белые грибы. Говорят, там, где не затопило, боровик нынче так и прет. Лесных пожаров-то нет этим летом.

Еще слух. Сняли мэра Михалева! За что? Да вот, по телевизору сказали, мол, город не подготовился к чрезвычайке, не имеет заградительных сооружений, аварийных команд, насосов для откачки воды... Прокуратура это дело уже копает. Владимир Михалев (целый и невредимый) - в ответ: «Принимаем исчерпывающие меры. Работаем без сна и отдыха. В 2005 году заказали проект защитных дамб с учетом самого большого паводка у Комсомольска-на-Амуре - 701 см в 1959 году. С тех пор находящиеся в городе объекты первой категории - судостроительный и авиационный заводы, - как и положено по правилам, обеспечены защитой на 100 см выше предельной величины за сто лет. Это восемь метров высоты». «А поселок Менделеева, - попенял проектировщикам мэр, - не имеет на своей территории объектов первой категории, и поэтому там дамбы - всего шесть с половиной метров. Но, как выясняется, нам нужна большая величина. Такого уровня наводнения никто и представить себе не мог!»

Много шума наделал слух, будто бы местные власти распорядились начать отстрел бродячих кошек и собак в затопленных поселках, потому что брошенные хозяевами животные представляют опасность. Причаливаем на моторке МЧС к пятачку суши, оставшемуся от поселка Хорпинский. Действительно, плотность всевозможных барбосов на квадратный метр кратно выше всех санэпиднорм. Но никто их не будет отстреливать, обещает представитель районной администрации Елена Бородина. И ведет в клуб - место своей многодневной вахты на полузатопленном островке. Там рядом с сухими пайками и гуманитарной помощью для полусотни жителей, еще остающихся на своих чердаках, стоят и два огромных пакета с кормом для собак - от местного «Зооспаса». Подкармливают животных и люди из двух соседних панельных домов. Так что никаких вооруженных конфликтов ни сегодня, ни завтра, кажется, не предвидится. Барбосы сыты и не злы, потому что не бывает злых собак с беспросветно грустными глазами.

НАВОДНЕНИЕ ЖДАЛИ. ТОЛЬКО НЕ ЗНАЛИ, В КАКОМ ГОДУ...

Ну и главный слух о причинах дальневосточного потопа - на тему «Почему случился весь этот ужас?». В этом вопросе едва ли не каждый - эксперт. Самая популярная в Комсомольске народная версия нынешнего исторического природного катаклизма заключается в следующем. В город на местный НПЗ (нефтеперерабатывающий завод) якобы должны были транспортировать по воде некое сверхтяжелое оборудование. Но Амур за последние годы так обмелел, что не годился для подобного судоходства. Вот и решили «приподнять» речку сбросами с Зейской, Бурейской ГЭС. А тут муссоны, дожди... А их не ждали. Вот и потоп.

Власти развенчивают слух - какое там обмелел! Зачем и кому это было надо - «приподнимать» Амур, когда все последние годы начиная с 2009-го в нем и так высокий уровень воды - паводки до 5 метров? Народ, понятно, не верит и стоит на своем.

И все-таки хочется понять это сумасшедшее дальневосточное лето прямо сегодня, когда в мутной воде продолжающегося наводнения истинные его причины разглядеть достаточно сложно не только обывателю, но и специалисту. Однако будет лукавством сказать, что беда пришла на Дальний Восток внезапно и, что называется, без объявления войны.

- Мы уже года три везде говорим, что на Амуре наступил период повышенной водности, ждите катастрофических наводнений, - поделился своим взглядом на происходящее известный на Дальнем Востоке гидролог, доктор географических наук Алексей Махинов. - Но в какой год и месяц - такой прогноз не способен дать сегодня никто в мире. Просто начиная с 2010 года надо было быть готовыми к тому, что придет аномально большая вода.

Ученые, конечно, знают, откуда веками приходит такая вода. «Обычные» наводнения на Амуре случаются тогда, когда переполняются какие-либо из его притоков - Зея, Бурея, Уссури, Сунгари. Это бывает раз в 10 - 12 лет. Катастрофические наводнения гораздо более редки. Такие, как нынешнее, возможны раз в 100, 200, 300 лет. Их «провокатор» - редчайшие и чреватые катаклизмами природные совпадения. В 2013-м таким спусковым крючком стало совпадение двух составляющих: переполненность абсолютно всех притоков Амура плюс небывалые по своей интенсивности летние осадки.

Неужели к этому был не готов никто? Ни Москва, ни Росгидромет, ни губернаторы, ни руководство «Русгидро» с их ГЭС, сориентированными больше на выработку электроэнергии для Китая, чем на предотвращение наводнений на российских территориях, ни местные власти, ни тем более тысячи дальневосточников - сегодняшних пострадавших.

Как представить себе эту прекраснодушную неготовность, какими картинками? Можно, к примеру, выехать из Хабаровска, тормознуть у поселка Корсаково, где все утонуло, сесть в лодку и догрести до улиц, где еще совсем недавно кипело строительство первой очереди элитного коттеджного поселка «Солнечная поляна». Богатый недострой за капитальными заборами и любовно спроектированные дизайнерские ландшафты безжалостно уничтожены.

В самом же Хабаровске, в непосредственной близости от воды, в Южном, вечно подтопляемом, административном округе возводится микрорайон «Строитель» - многоэтажка за многоэтажкой. И плевать, что в разгар бедствия из этих домов перепуганные жители бежали куда глаза глядят. Стройка века кипит!

«Но кто ж знал?..» - отфутболивают все вопросы застройщики и местная архитектура. Минуточку! Как говорят те же ученые-гидрологи, всем, кто живет и работает на Амуре, должно быть давно известно, какие именно территории уйдут под воду при катастрофическом наводнении, том самом, что бывает раз в сто лет. Более того, по словам доктора наук Алексея Махинова, давно рассчитана и проведена на карте вдоль Амура «особо опасная» линия, показывающая, до какого места обязательно дойдет великая река, вернее ее аномальная, исторически редкая, сверхразрушительная вода. Но до карт ли и линий тем, у кого горят подряды на прибыльное строительство?

НА КРЫШЕ - ДО КОНЦА

А вот - Комсомольск-на-Амуре. Микрорайон Менделеева. Рассказ ее жителя Дмитрия Ломакина местной газете:

- Выхожу утром из дома, гляжу - бегут испуганные собаки. А за ними следом - вода! Позвонил в МЧС. Поднял соседей. Мешками и другими подручными средствами кинулись заделывать промоину в дамбе - длиной три-четыре метра и глубиной с метр. Сами ложились сверху на мешки, придавливали их собственным весом. Течение было такое, что сносило всех нас вместе с мешками. Продержались час. Потом подъехали спасатели, военные. Вместе заделали промоину.

Что характерно, описанные Дмитрием события случились давно - еще 25 августа. До основного - сентябрьского - прорыва дамбы в поселке Менделеева было еще почти две недели. Ни уговоры, ни объявленная мэрией 2 сентября эвакуация не заставили жителей тронуться с места. «Не верили до последнего, что зальет», - объясняет каждый, кого б ни спросила.

Вот и думаешь после этого, что сравниться со стихией по силе может сегодня только взаимное тотальное недоверие. Народ никому не верит и держится за соломинку. Как, к примеру, держатся в Хорпинском на своем чердаке двое - отец и сын Коноваловы, 70-летний дед Виталий и 35-летний Андрей. Их домик утоп едва не по крышу. А вокруг начиная с 27 августа куда ни глянь - мощное течение и глубокая, гибельная вода. Но оба твердо решили сидеть тут до конца катастрофы, раз уж видели и пережили ее начало.

БАТЮШКА - ПРИХОЖАНАМ: «КРЕПИТЕСЬ! ПРОРВЕМСЯ!»

И если уж смотреть на вещи глобально - кто сегодня уверен, что у Дальнего Востока после невиданного бедствия есть светлое будущее? И вообще останутся ли здесь люди, называемые дальневосточниками? Или вслед за тысячами бывших своих земляков, каждый год оставляющих регион навсегда, тоже кинутся, как у нас говорят, «на запад», в поисках лучшей жизни? А тех, кто назло останется, впору будет заносить, как знаменитого амурского тигра, в Красную книгу?

Вопросы не праздные. На исходе (будем все-таки верить, что на исходе!) ужасного наводнения все чаще звучат подсчеты сумм возможного ущерба, нанесенного региону стихией. Говорится про миллиарды, десятки миллиардов рублей, которые потребуются на восстановление утраченного...

А может, не думать о плохом и верить, что все изменится к лучшему? Как верят в Комсомольске местному батюшке, отвечающему сегодня всем страждущим: «Крепитесь! Прорвемся!»

Спасите собаку

Люди плыли и плыли мимо собаки. Туда-сюда на веслах, моторках, бронетранспортерах. Некоторые, и я в том числе, даже фотографировали пса на мобильники. Как не щелкнуть? Фото дня: здоровенный, несчастный барбос, молча стоящий по брюхо в воде на крыльце магазинчика.

Добравшись до «большой земли» из затопленного поселка, тут же звоню в «Зооспас»: «Пожалуйста, спасите собаку!» Завтра перезвонила. Сказали, из зоны затопления силами добровольцев и владельцев личных плавсредств вывезено 14 собак.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В Комсомольске-на-Амуре готовы эвакуировать 10 тысяч человек

По невероятному совпадению пик паводка в Комсомольске-на-Амуре ждут именно сегодня - в пятницу, 13-го. Дальше специалисты прогнозируют медленный уход воды.

А вчера в городе вновь потребовалась экстренная эвакуация людей.

Ночью все силы были брошены на укрепление дамбы в районе поселка Мылки (это на юге Комсомольска), которая защищает от затопления значительную часть города и «дорогу жизни», ведущую к единственному в округе незатопленному аэропорту «Хурба». Высоты дамбы здесь пока хватает, но ситуация ухудшилась из-за проливного дождя и штормового ветра, который поднял большую волну. Возникла угроза перелива воды. Пока дамбу удалось отстоять, но уже к полудню из возможных районов затопления власти начали эвакуировать людей.

- Вода уже на ближайших улицах. Тут много военных в полной химзащите, приготовлены лодки, - рассказал корреспонденту «Комсомолки» по телефону местный житель.

Если мылкинская дамба не выдержит, то вода может добраться до 823 жилых домов, в которых живут более 10 тысяч человек. Вчера спасатели эвакуировали и расселили в пунктах временного размещения 840 из них. Всего в городе развернули 9 таких пунктов. Кроме того, людей размещают в квартирах, выделенных администрацией города из маневренного жилого фонда. Сейчас там уже живут больше 1000 человек. Но уже в ближайшие часы эта цифра может сильно измениться.

Андрей ГОРЯЙНОВ, Юлия КРЕМНЕВА («КП» - Хабаровск»)

В ТЕМУ

В крае - массовая вакцинация

Больше всего во время наводнения люди, конечно, боятся, что их затопит. Но есть и другая опасность. Специалисты всерьез боятся, что ухудшающаяся санитарная обстановка может спровоцировать эпидемию инфекционных заболеваний. Если первоначально медики планировали вакцинировать около 15 тысяч человек в Хабаровском крае, то сейчас прививки от гепатита, дизентерии и брюшного тифа получили уже больше 30 тысяч жителей затопленных городов и поселков. Сейчас наибольшее внимание врачи уделяют Комсомольску-на-Амуре.

*На момент подписания номера уровень воды уже был на отметке 911 см.