Премия Рунета-2020
Казань
+5°
Boom metrics
Происшествия16 ноября 2015 22:00

Крушение «Боинг-737» в Казани: Спустя два года ждем результатов расследования

В день памяти «КП» вспоминает обстоятельства трагедии - [фото, видео, инфографика]
17 ноября 2013 года. Для каждого жителя Татарстана эта дата стала той самой чертой, когда мы делим жизнь на «до» и «после».

17 ноября 2013 года. Для каждого жителя Татарстана эта дата стала той самой чертой, когда мы делим жизнь на «до» и «после».

17 ноября 2013 года. Для каждого жителя Татарстана эта дата стала той самой чертой, когда мы делим жизнь на «до» и «после». На подлете к аэропорту «Казань» разбился «Боинг-737». На борту самолета находились 50 человек - 44 пассажира и 6 членов экипажа. Все погибли. В тот воскресный вечер два года назад вздрогнула вся страна. Понимание ужаса произошедшего пришло не сразу. И до сих пор эхом звучат последние слова пилота, не сумевшего спасти жизни людей, свою собственную жизнь по роковому стечению обстоятельств.

- Мы не сядем... круг, - доносится сквозь треск. И сразу лайнер падает. Надсадный рев двигателей, яркая вспышка на взлетно-посадочной полосе татарстанского аэропорта. «Боинг-737» местной компании «Татарстан» рухнул и буквально носом воткнулся в землю. Никаких шансов, лишь огонь и шок.

В книге памяти, которая навсегда останется на страницах «КП», имена всех погибших в этой авиакатастрофе. 25-летний сын президента Татарстана Ирек Минниханов тоже возвращался домой к любимой на том самом «Боинге». Молодожены, почти тайно сыгравшие свадьбу, буквально через месяц ожидали пополнение. До этого ни Ирек, ни 23-летняя француженка Антония Гишар не расставались ни на минуту. В этот раз она, как обычно, собралась сопровождать любимого в служебной командировке в Москву. Но Ирек уговорил беременную жену поберечь себя и подождать. После чего Антония больше не видела любимого.А родившаяся потом дочка теперь узнает об отце только из рассказов мамы и видит его лишь на фотографиях. Также по трагической случайности вместе с сыном президента республики на этом же самолете из Москвы в Казань возвращался и 56-летний начальник управления ФСБ Татарстана генерал-майор Александр Антонов. И еще 48 людей разных судеб и профессий. Из них двое детей - 11-летняя Даша и 15-летняя Алина.

РАССЛЕДОВАНИЕ

31 октября в Египте разбился российский борт, 224 человека погибли. О возможных причинах этой трагедии «КП» спрашивала и экс-руководителя Татарского управления Росавиации Шавката Умарова. В том же интервью он косвенно затронул и тему расследования авиакатастрофы в Международном аэропорту Казани, которая произошла 17 ноября 2013 года.

- Два года прошло практически, но результатов расследования пока нет. В случае с авиакатастрофой с А321 в Египте тоже не все просто. Расследование подобных трагедий требует большого внимания, поэтому и проводится достаточно долго, - ответил Шавкат Умаров, когда «КП» уточнила: «А что слышно о результатах по «Боингу-737», рухнувшему в Казани?»

На борту самолета находились 50 человек - 44 пассажира и 6 членов экипажа.

На борту самолета находились 50 человек - 44 пассажира и 6 членов экипажа.

Спустя неделю вопрос о расследовании с рухнувшим в Казани «Боингом-737» поднялся уже на федеральном уровне. На этот раз ответа от МАК (Межгосударственный авиационный комитет) потребовал глава Росавиации Александр Нерадько.

- До настоящего времени расследование этого происшествия не закончено; авиационные власти России не располагают официальным отчетом и всеми необходимыми приложениями к нему, которые должно получать государство, - отметил Нерадько.

Последние открытые данные по рухнувшему в Казани «Боингу» были опубликованы на официальном сайте МАК лишь 16 сентября прошлого года.

В сообщении указано, что техническая комиссия по расследованию «авиационного происшествия» завершила работы. И вот здесь есть два любопытных момента. Первый: «Анализ показал, что обстоятельства имевших место событий, связанных с нештатной работой гидроприводов руля высоты, отличаются от обстоятельств аварийного полета». Второй: «Признаки отказа авиационной техники в аварийном полете отсутствуют».

Прошел еще год, а конца расследования так и нет. Поведение пилотов и полет лайнера разобрали буквально по секундам. Вот сообщение экипажа о заходе на второй круг при посадке. Причина для этого, по отзывам аэроэкспертов, возможна, по сути, одна - нештатная ситуация на борту. Ведь шасси были убраны, а самолет стал набирать высоту. И вдруг на высоте около 700 метров «Боинг» перешел в вертикальное пике и со всей скоростью вошел носом в землю. Врезался.

Буквально через пару-тройку дней после трагедии появились основные версии случившегося: заклинило хвостовой руль высоты или ошибка пилота. Записи так называемых «черных ящиков» МАК решил не озвучивать.

Стела из черного камня с именами погибших была открыта день в день с той ужасной трагедией в аэропорту Казани около «Терминала-2»

Стела из черного камня с именами погибших была открыта день в день с той ужасной трагедией в аэропорту Казани около «Терминала-2»

Фото: Алексей ИСКАНДИРОВ

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ «ТАТАРСТАНА»

После трагедии, которая не пожалела никого, на авиакомпанию-перевозчика «Татарстан» посыпались многочисленные проверки. Гендиректор, занимавший должность не по специальности, был уволен. А организацию не только уличили в различных грехах, но и лишили сертификата на эксплуатацию воздушных судов. Все самолеты и все, что имело ценность, было передано в авиакомпанию «Ак Барс Аэро». «Татарстан», на который из-за огромных долгов в суд подали все, кто мог, в том числе и аэропорт Казани, находится на последнем этапе пути к банкротству. 100-процентный владелец его акций, Правительство Татарстана, официально заявил, что не видит смысла реанимировать оскандалившуюся компанию.

ПАМЯТИ ЖЕРТВ

17 ноября 2014 года в аэропорту столицы Татарстана открылась стела с именами погибших при крушении «Боинга-737».

- Прошел год, а такое ощущение, что произошло это только вчера, - вспоминают родственники погибших. - Обычно когда прилетали из Москвы, они звонили и говорили, что едут из аэропорта. А тогда не было ни звонка, вот и начали волноваться.

Стела из черного камня с именами погибших была открыта день в день с той ужасной трагедией в аэропорту Казани около «Терминала-2». С раннего утра сюда начали приезжать люди. Сегодня мы вновь увидим горы цветов у монумента.

Сегодня мы вновь увидим горы цветов у монумента.

Сегодня мы вновь увидим горы цветов у монумента.

СПРАВКА «КП»

Как выяснилось, разбившийся самолет авиакомпании «Татарстан» имеет богатую историю. Первый свой полет он совершил в июне 1990 года, то есть был одним из первых выпущенных самолетов этой модели. Тогда он принадлежал французской компании Euralair Horizons, через два года перешел в парк Air Francе. Но долго у французов он не задержался, в 1995 году его приобрела компания Uganda Airlines, которая эксплуатировала его 5 лет. Столько же он служил бразильской авиации. Три года летал под логотипом румынской Blue Air. В мае 2008-го его забрали в Bulgaria Air. Но болгары держали этот самолет лишь 7 месяцев и быстро решили от него избавиться. В декабре 2008-го авиакомпания «Татарстан» решила взять его в лизинг у международной компании AWAS.

«Боинг 737-500» в эксплуатации с 1990 года. Серийное производство продолжалось 9 лет, на смену ему был выпущен 737-600. Длина 31 метр, размах крыльев - 28,8 метра. На борту может находиться до 122 человек.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Между небом и землей»

После рокового полета 17 ноября 2013 года родственники пилота Рустема Салихова не могли говорить. Они не общались ни с кем - ни с журналистами, ни с друзьями. Сестра Гульшат Гатауллина и мать Рустема без слов смотрели друг на друга и плакали...

Единственные, кто хоть что-то рассказал о пилоте, - его жена Ландыш да две дочки - Камила и Лия. И только через год Гульшат со своим сыном Алмазом пришли в редакцию «КП» - рассказать о своем брате, дяде, «рожденном летать» (подробности)

Единственные, кто хоть что-то рассказал о пилоте, - его жена Ландыш да две дочки - Камила и Лия.

Единственные, кто хоть что-то рассказал о пилоте, - его жена Ландыш да две дочки - Камила и Лия.

Фото: из личного архива героя(ев) публикации

По следам авиакатастрофы в Казани: миллионные иски...

Пока Межгосударственный авиационный комитет продолжает расследование, родственники погибших в авиакатастрофе решили найти виновных в трагедии за границей. Так, например, адвокаты одной греческой компании предложили семьям погибших в казанской авиакатастрофе один из долгих, но зато, по их мнению, более эффективных путей - подача иска в суд Афин. Как оказалось, там, у компании AWAS, владельца рухнувшего «Боинга», имеется имущество - несколько самолетов с греческой регистрацией. Так что законодательство страны позволяет привлечь фирму к ответу (подробности)

«Хочу прожить с любовью всю жизнь, как мои родители!»

Среди погибших год назад в авиакатастрофе - супруги Сибгатуллины, Абдулла и Мария. 87-летние пенсионеры, отметившие свою бриллиантовую свадьбу, возвращались домой из Киева (подробности)