Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире29 февраля 2016 17:31

Вывод специалистов: Пранкеры разговаривали с Эрдоганом с вероятностью 70%

Радио «Комсомольская правда» провело экспертизу, которая сравнила настоящий голос турецкого президента и тот, что телефонные хулиганы представили в своем интервью [аудио]
Радио «Комсомольская правда» провело экспертизу, которая сравнила настоящий голос турецкого президента и тот, что телефонные хулиганы представили в своем интервью. Фото: Веленгурин Владимир + EAST NEWS

Радио «Комсомольская правда» провело экспертизу, которая сравнила настоящий голос турецкого президента и тот, что телефонные хулиганы представили в своем интервью. Фото: Веленгурин Владимир + EAST NEWS

Что ни говори, а разговор пранкеров с Эрдоганом почти всем показался подозрительным. Ну никак не верилось, что вот так запросто можно дозвониться до главы страны!

Напомним, в интернете появилась запись, на которой пранкеры Вован и Лексус, представившись Петром Порошенко (президентом Украины) и Арсением Яценюком (ее же премьером), разговаривают якобы с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Обсуждают Крым, санкции, трения с РФ... Турецкий лидер заявляет, что не будет извиняться перед Россией за сбитый самолет (полную запись разговора можно послушать и почитать здесь).

В Сети поднялся шум. Многие говорили: такого не может быть! Через некоторое время появилось сообщение от администрации Турции — мол, это фейк, и вообще — «знаете, сколько проверок проходят такие звонки»?!

Сами пранкеры в эфире радио «Комсомольская правда» подробно рассказывали о том, как они долго дозванивались до Эрдогана, как их переключали с одного сотрудника на другого... (программа «Тема дня» от 14 февраля 2016 года). Так кто же прав?

«Политики так не разговаривают»

Журналисты радио «Комсомольская правда» решили провести собственное расследование: настоящий Эрдоган на записи или нет? Для начала позвонили в Стамбул.

- С вашим президентом действительно могут поговорить по телефону люди с улицы? - спросили мы у своего коллеги, турецкого журналиста Фаридуна Усмонова.

- Не думаю. Мне неоднократно доводилось слышать Эрдогана, что называется в «оригинале», на его родном языке. Хочу заметить, что президент обычно сам диктует ход разговора, что в записи с пранкерами не чувствуется. Однако местами голос очень похож. Может быть, это монтаж? Ведь там, где идет длинная прямая речь, Эрдоган похож на себя меньше.

- А что-то еще показалось странным в этой беседе?

- Меня смутил уровень подготовки переводчиков. Я думаю, в Министерстве иностранных дел как Турции, так и Украины есть сотрудники, которые могли бы вести переговоры на более качественном уровне.

Некоторые эксперты также заметили нестыковки в записи, которая вызвала бурное обсуждение.

- Совершенно очевидно, что такие формулировки, как «нестабильность обстановки» в отношение своей страны или слова типа «держимся», в политическом языке не используются, - говорит политтехнолог Сергей Маркелов. - Язык первых лиц более комфортный, не возбуждающий друг друга, независимо от того, какие бы конфликтные вопросы они не обсуждали. В разговоре необоснованно акцентирована тема нарушения прав крымских татар. Я думаю, это сложно для понимания Эрдогана, чтобы он вдруг начал поддерживать такой разговор. Но главное - не обозначен сам факт: а чего звонили-то? Ведь должна быть веская причина, чтобы политики звонили друг другу.

Вопросы и тон беседы, вероятно, должны были насторожить турецкого президента. Однако мы не спешили делать выводы и решили провести голосовую экспертизу.

Совпадение голоса — 60-70 процентов

Прозвонив больше десятка московских организаций, которые делают голосовые экспертизы, мы выяснили:

1) почти все работают только с русским языком (что логично), максимум — с английским;

2) обычно экспертиза готовится пять рабочих дней, но если язык иностранный — получается, почти в два раза дольше;

3) стоит удовольствие до 30 тысяч рублей.

Мы договорились с одной экспертной лабораторией, в которой согласились проанализировать турецкий язык, и отправили две записи. На одной — речь предполагаемого Эрдогана с пранкерами. На второй — выступление реального Эрдогана в Турции.

- Мы работаем в специальных программах и получаем графики с частотными положениями голосов, которые потом сравниваем и делаем вывод о том, принадлежит голос одному человеку или разным, - объяснила эксперт-фоноскопист Кристина Морозова. - Нужно выявить хотя бы 10 признаков, по которым можно сопоставить две записи.

В результате экспертиза наших материалов показала: совпадение голоса — 60-70 процентов!

Заключение эксперта.

Заключение эксперта.

Как звонят президенты

- Позвонить сегодня первому лицу любого государства — задача не из легких, - говорит политолог, главный редактор журналов «МИР и Политика» и «Москва-Пекин» Эраст Галумов. - Например, у российского президента на столе стоит с десяток телефонов. Каждый из них находится в определенной сети. Есть АТС-1, АТС-2, ВЧ-связь и так далее. Кроме того, есть засекреченные линии и прямые каналы, по которым президент может разговаривать, допустим, с министром финансов. Но чтобы пранкер мог поговорить по такой линии, он должен сидеть за телефоном того самого министра. У президента есть несколько засекреченных городских телефонов и несколько засекреченных мобильных. Они нужны в том случае, когда первое лицо государства просит своих помощников: «Соедините меня с человеком, с которым я встречался тогда-то». Но даже при таком раскладе сотрудники предварительно по этому телефону звонят и предупреждают: «Сейчас с вами будет разговаривать президент». По городской сети, конечно, можно дозвониться, но вероятность крайне мала из-за ограничения доступа. В любом случае, кем бы вы ни представились, вашу информацию перепроверят. Поэтому мне кажется, что разговоры, будто пранкеры могут дозвониться до любого президента, сильно преувеличены.

Однако — 70 процентов вероятности, что пранкеры все-таки говорили с главой Турции остаются. Не исключаем, что по какой-то из линий пранкерам удалось пробиться — техника сегодня творит чудеса. Плюс им на руку могли сыграть сложности перевода. И все-таки 70 процентов совпадения голоса, как показала экспертиза, — это все же не 100 и даже не 90... Так что интрига - остается...