Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество10 июля 2017 8:21

Почему в Большой не пустили мужчин на шпильках Кирилла Серебренникова

Наш колумнист - о том, как сегодня работает самоцензура
Может балет Серебренникова тоже увидит сцену. Быть может, даже Большого театра. Но не сейчас

Может балет Серебренникова тоже увидит сцену. Быть может, даже Большого театра. Но не сейчас

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Вокруг имени известного режиссера Кирилла Серебренникова – снова скандал. Большой театр отменил премьеру балета «Нуреев» в его постановке за три дня до спектакля. Причиной стала якобы «плохая готовность спектакля». А на самом деле?

Чтобы снять премьеру за три дня до показа – такого в истории Большого театра, по крайней мере, за последние сто лет, не было ни разу. В 1969 году всемогущий, хотя и малообразованный (скажем еще откровеннее – малограмотный) министр культуры СССР Екатерина Фурцева «расстроилась», увидев на прогоне, что балет «Лебединое озеро» кончается, в общем, трагически. И запретила спектакль. Который с тех пор, видимо, не зря гоняли по телевидению именно в особо трагические для СССР, по мнению руководящей КПСС, времена. Например, когда умирал очередной генсек. Но это было не за три дня до премьеры.

В 1987 году худсовет театра снял уже почти готовый балет на музыку Микаэла Таривердиева «Девушка и смерть». Причины тому знатоки балетного искусства называют разные – от интриг против тогдашнего «хозяина» Большого Юрия Григоровича, в конце концов пожертвовавшего должность главного балетмейстера в условиях перестроечного попрания всех и всяческих авторитетов, до банального объяснения, что, в общем, балет был, при всем уважении к автору музыки, бездарен. Об отмене данной премьеры говорили тоже сильно загодя, сенсацией решение худсовета не стало.

Нынешний директор Большого Владимир Урин принял решение буквально «в последнюю минуту». Серебренников с официальной версией отмены премьеры («спектакль не готов») не спорит. И по-человечески это понятно: Урин был одним из первых, кто вступился за Серебренникова, когда в руководимом тем «Гоголь-центре» провели обыск, а против коллег режиссера завели уголовное дело по обвинению в растрате бюджетных средств. Причем Урин заступался лично перед Владимиром Путиным, написав ему письмо-обращение. Это был смелый поступок.

По моему субъективному мнению, истинной причиной отмены балета «Нуреев» и переноса премьеры чуть ли на год вперед, что, по театральным меркам, может означать «навсегда», являются соображения не эстетического, а политического порядка. Руководителем Большого, согласно неписанной российской и советской традициям, должен быть человек, тонко чувствующий «политические эманации». Это повелось еще с тех пор, когда лично товарищ Сталин курировал театр и весь его репертуар, сравнивая труппу Большого с военными дивизиями – по степени влияния на зарубежную аудиторию.

А теперь представьте себе действо: в спектакле «Нуреев» мужчины кордебалета танцуют в колготках и на высоких (женских) каблуках. Помимо «танцев трансвеститов» (это тоже имелось) сквозь спектакль проходит тема однополой любви Рудольфа Нуреева, сбежавшего в 1961 году в Париж после гастролей Кировского театра (ныне Мариинский), чуть ли не перепрыгнув через турникеты в аэропорту (тема турникетов как «символов несвободы» тоже обыграна) к датскому танцовщику-гомосексуалисту Эрику Бруну.

А следующим шагом представьте себе реакцию на сей спектакль всякой обеспокоенной «чистотой скреп» общественности. Обвинения в «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений» будет самым мягким обвинением. Скандал 2005 года, когда аж в Государственной думе шумели и возмущались постановкой Большого оперой Леонида Десятникова «Дети Розенталя», написанной на либретто Владимира Сорокина, покажется детской шалостью на лужайке. Тем более что тогда у нас «скрепы» не были столь «надежно защищены законом», как сейчас. Тогда, кстати, спектакль не отменили. А теперь решили «перебдеть», несмотря на то, что в Москву на премьеру, обещавшую стать чуть ли не главным театральным событием сезона (помимо всего прочего, это еще и многожанровая постановка, там не только танцуют, но еще и говорят, например, «Нуреев» ругается нецензурно по-английски, что соответствует стилю его поведения), съехалось некоторое количество мировых театральных знаменитостей. Которым теперь предстоит посмотреть замену – «политически стерильный» балет «Дон Кихот». Хорошо еще, что не «Лебединое озеро». Что, по-своему, символично: когда в Ленинградском театре оперы и балета (будущем театре им. Кирова, кстати) в 1931 со скандалом снимали премьеру балета Шостаковича «Болт» на производственную тему, выполненную в стиле эдакого «сатирического конструктивизма» (в эти времена крепнувшего сталинизма было уже не до таких «изысков» и вольностей в искусстве), то ее тоже заменили именно на «Дон Кихота». В 2005 году Большой реконструировал «Болт» уже на своей сцене.

Может, балет Серебренникова, который он ставил вместе с хореографом Юрием Посоховым, живущим нынче в США (сей факт - еще один раздражитель для «охранителей скреп»), тоже увидит сцену. Быть может, даже Большого театра. Но не сейчас, не в нынешнем общественном контексте. И уж точно только после того, как вокруг Серебренникова перестанут роиться уголовные дела. Причем, в данном случае, думаю, на руководство театра никто сверху не давил. Сами все теперь все прекрасно понимают.