Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество13 декабря 2017 22:00

«Надо формировать потребительский патриотизм!»

О том, что еще мешает развитию легкой промышленности, мы поговорили с президентом Российского союза производителей одежды Светланой Беляевой
Источник:kp.ru
Светлана Беляева.

Светлана Беляева.

- Сейчас отрасль волнуют две проблемы, - говорит Светлана Алексеевна. - Во-первых, снизился покупательский спрос населения. Во-вторых, нас душит засилье контрафактной нелегальной продукции, которая просачивается из-за рубежа. Это не дает российскому производителю возможности занять достойное место на нашем рынке. Государство помогает. Существует стратегия борьбы с контрафактной продукцией. Но результаты пока скромные. За последние 5 лет доля контрафакта снизилась с 45% до 39%. Если учесть, что еще 35% составляет легальный импорт, то доля отечественных товаров в разных секторах колеблется от 25% до 40%. Тем не менее по ряду направлений мы имеем неплохие результаты. У нас хорошо представлен домашний текстиль. Приличная динамика по детской продукции и школьной форме. Очень серьезные успехи у компаний, выпускающих классическую одежду для мужчин и мальчиков. Производство спецодежды для промышленного персонала выросло на 40% по сравнению с прошлым годом. Здесь действуют серьезные меры господдержки: промышленным корпорациям с государственным участием, силовым министерствам и ведомствам практически запрещено напропалую закупать продукцию за рубежом. Это возможно, только если какой-то вид спецодежды не производится у нас в стране.

- Как сделать, чтобы рядовой покупатель выбирал отечественные товары?

- Хорошо бы наладить систему информирования потребителя о продукции, чтобы спрос был обоснованный. Допустим, сейчас люди покупают теплую одежду для зимы и переходного периода. Покупателю важно знать все о свойствах изделий и материалов: на какую температуру рассчитаны эта куртка или пальто? Впитывает ли влагу, продувается ли ветром? Приобретая изделие нашего производителя, покупатель читает товарный ярлык и видит весь расклад: кто произвел, где расположено предприятие, по какой технологии изготовлено. Когда же человек столкнется с нелегальным фальсификатом, он будет пребывать в недоумении. Непонятно, что, собственно, он покупает. Только так может формироваться потребительский патриотизм. Мы это наблюдали в секторе производства детского питания. Теперь такой патриотизм прослеживается и по детской одежде.

- Иными словами, необходимо формировать культуру потребления?

- Безусловно, это поднимет имидж нашей продукции и поможет вытеснять фальсификат с рынка. Потому что заградительные меры пока не дают нужного результата. Таможня отслеживает документацию и осуществляет только выборочный контроль. А бывает так: поставщик декларирует, например, стройматериалы, а фура на самом деле перевозит партию одежды. Удельный вес выборочного контроля таможней невысок - меньше 5%. Эти лазейки используются недобросовестными поставщиками. Нужны и другие рычаги. Например, повысить ответственность тех, кто сдает торговые площади в аренду, чтобы создать благоприятный режим реальным производителям и лишить доступа на товарные площадки продукцию сомнительного происхождения и качества. Мы считаем, что необходимо создавать в регионах Центры торговли отечественной продукцией, скажем «Сделано в России. Рязань» или «Сделано в России. Владимир». И там мы могли бы показать, чем наше изделие лучше того, что привезли из Бангладеш, где на предприятии используется детский труд для снижения цены товара.