Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды18 мая 2018 22:12

Канны-2018: Пять лучших фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Наш кинообозреватель Стас Тыркин, побывав в Каннах на всех премьерах, выбрал самые интересные, по его мнению, картины [видео]
Серебренников умудрился снять русских рокеров почти как британских.

Серебренников умудрился снять русских рокеров почти как британских.

Фото: кадр из фильма

«Лето» (Россия)

Режиссер - Кирилл Серебренников

Фильм российского режиссера лидировал в рейтинге французской прессы, хотя кто такой Виктор Цой, она узнала только из «Лета». Все потому, что Серебренников умудрился снять русских рокеров почти как британских. В фильме есть четыре эпизода дикого музыкального фэнтези, как бы экранизирующего тот культурный контекст (Игги Попп, Talking Heads, Лу Рид, Дэвид Боуи), в котором персонажи фильма живут в большей степени, чем в унылом советском быту. Достигнутый режиссером и его командой уровень качества, вполне себе беспрецедентного в постсоветском кинематографе - от уникального кастинга до великолепной работы гримеров-постижеров (с прическами в российском кино - отдельная беда), гарантировал выполнение одной из самых сложных задач. Как известно, труднее всего снять исторический фильм о совсем недавнем прошлом - времени, которое все помнят, от которого у каждого свои впечатления, пусть это и впечатления от просмотров роликов на Ютубе.

«Счастливый Лазарь» (Италия)

Режиссер - Аличе Рорвахер

Один из лучших фильмов конкурса от лауреатки каннского Гран-при за великолепную семейную драму «Чудеса». Как и этот фильм, новая картина прописана вроде бы по ведомству деревенского неореализма, но оборачивается классической притчей. Завязка сюжета: в отрезанной наводнением труднодоступной итальянской деревне крестьяне состоят в рабстве у некоей Маркизы и ее семьи - та держит их в неведении относительно остального мира и времени, в котором они живут и в котором давно запрещен рабский труд.

Особо усердствует простосердечный юноша Ладзаро, то бишь Лазарь (прямая отсылка к библейской притче о воскрешении Лазаря), который, кажется, даже не ест, чтобы не раздражать хозяев-аристократов, и радостно прислуживает своему молодому господину Танкреди. Но однажды реальность вмешивается в эту благодать, и Лазарь оказывается в городской среде - с ее нищими, мошенниками, мигрантами и всеми остальными прелестями. Но он выживает даже в среде, к которой он совершенно не приспособлен. И воскресает, как и положено Лазарю. Потрясающе работающая с непрофессиональными актерами Рорвахер снимает на уровне ранних братьев Тавиани, Эрманно Ольми и других великих итальянцев, кажется, даже не задумываясь об этом. С такими двумя фильмами в конкурсе налицо очередное возрождение итальянского кино.

«Горящий» (Южная Корея)

Режиссер - Ли Чан-дон

Лучший корейский режиссер («Оазис», «Поэзия») взял за основу сценария небольшой рассказ Харуки Мураками «Сжечь сарай», но его невероятное кинематографическое чувство подняло сюжет о парне-разнорабочем, влюбившемся в свою одноклассницу, до эпических высот притчи и настоящей кинопоэзии. Из поездки в Африку героиня возвращается в компании богача Бена, до материального уровня которого главному герою - мятущемуся, чувствительному, все в себе таящему парню (удивительно сыгранному молодым актером Ах-ин Ю) - не подняться никогда в жизни. Его девушка, разумеется, переходит в руки энигматичного Бена, который неизвестно чем занимается в жизни, кроме того, ездит на «Порше», устраивает вечеринки и имеет экзотическое увлечение - поджигать сараи бедняков. Но не все ему глумиться над бедностью - истина откроется ему тогда, когда ворвется в его спальню с ножом мясника. В полном магии и загадок фильме Ли Чан-дона интереснее всего не социальный пафос, зреющий где-то в глубине, и вообще не то, что он показывает, а то, что он утаивает и скрывает - именно лакуны и умолчания создают поэтическое напряжение, прорывающееся в предсказуемом, но от этого не менее трагическом финале.

«Холодная война» (Польша)

Режиссер - Павел Павликовский

Забойная мелодрама на историческом материале, в какой-то степени отразившая судьбу родителей режиссера (лауреат «Оскара» за фильм «Ида»), покончивших с жизнью в результате двойного самоубийства. Герои этого социалистического нуара - музыкант, руководящий чем-то вроде польского Ансамбля Игоря Моисеева, но больше интересующийся заграничным джазом, и «любовь его жизни» - солистка этого ансамбля, свободолюбивая и норовистая девушка с темным прошлым (зарезала собственного отца - харассмент был, оказывается, и в 1940-е годы). Павликовский мастерски сбивает в короткую, напряженную киноповесть не только историю своей семьи, но и немалый кусок послевоенной истории Европы - действие фильма охватывает многие ее уголки на протяжении 20 лет, от послевоенных сталинских заморозков до оттепели.

«Догмэн» (Италия)

Режиссер - Маттео Гарроне

Режиссер «Таксидермиста» и «Гоморры» вернулся к брутальному мужскому кино о маргиналах, воспринимающих жестокость породившего их мира как должное и пытающихся, чего бы им это ни стоило, встроиться в эту систему. Главный герой, фриковатый Марчелло, стрижет и моет собак, на досуге приторговывая кокаином - основой его дружбы с бывшим боксером Симоне, неуправляемым отморозком, держащим в напряжении всю округу. Все мечтают замочить Симоне, и только Марчелло ему по-собачьи предан, покрывая его тупые взломы и ограбления и даже отправляясь вместо него в тюрьму. Но благодарности в этом собачьем мире ждать глупо - когда Марчелло это поймет, ему останется только мстить в тщетном желании вернуть себе «расположение» отторгшего его общества.