Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды17 мая 2018 22:51

Ирина Антонова: Точно знаю, в музеи ходить надо, но необязательно ночью

Накануне культурной акции «Комсомолка» побеседовала с самым авторитетным музейным долгожителем Ириной Антоновой
Ирина Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, - на открытии выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Выставка в ГМИИ им. Пушкина продлится до 22 июля.

Ирина Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, - на открытии выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Выставка в ГМИИ им. Пушкина продлится до 22 июля.

Фото: Оксана ФОМИНА

В ГМИИ им. Пушкина 96-летняя Ирина Александровна работает уже 73 года, из них 52 на посту директора, в последние годы является его президентом. И, кроме того, Антонова - полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств. Уж кому, как не ей, знать о проблемах российских музеев. И главная из них, как мы поняли, заключается в том, что музеев у нас мало.

«СОКРОВИЩА ИЗ ЗАПАСНИКОВ НЕ ПОКАЗЫВАЮТ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ»

- Россия, кроме Москвы и Петербурга, обделена музейными комплексами, - сетует Ирина Антонова. - Большинство российских музеев, созданных после революции, - это результат перемещения ценностей. Государство решало, куда и кому передать те или иные коллекции. Например, часть произведений из нашего музея попала в Севастополь. То же самое было с Эрмитажем, с Третьяковской галереей - и они передавали кое-что из своих коллекций в периферийные музеи. Все главные культурные ценности давно распределены. А проблема осталась. Далеко не вся страна насыщена интересными коллекциями. Многие регионы, например Сибирь, сидят на голодном пайке в плане ознакомления с мировым искусством.

- Но к ним привозят выставки.

- Конечно, привозят, но между временной выставкой и постоянной экспозицией - колоссальная разница. Выставка была и уехала. Кто-то успел прийти, кто-то нет. В то же время коллекции центральных музеев - Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки, нашего - постоянно растут. Запасники переполнены. Эти колоссальные хранилища увеличиваются за счет частных коллекций, приобретений, которые делает государство, новых художников... Вы бывали в запасниках?

- Бывала…

- Видели эти выдвижные стеллажи, сверху донизу заставленные картинами? Это, конечно, ценный научный материал для специалистов. Но в таком виде это мертвые вещи даже в музее. В запасниках есть прекрасные экспонаты. Но их показывают раз в 20 - 30 лет по особому случаю. А есть и такие, которые вообще никогда не показывают зрителю. Это неправильно.

- Вы предлагаете крупным музеям поделиться сокровищами с провинцией?

- Я не люблю слово «провинция». У нас огромная страна, которая вопиет из-за недостатка музеев, с одной стороны. А с другой - огромные художественные сокровища хранятся под спудом. Я думаю, группа специалистов, имеющая широкие взгляды, без местнических предрассудков, могла бы решить, как вещи из запасников распределить. Причем передавать надо хорошие вещи. Поверьте, если Эрмитаж или наш музей передаст часть своей коллекции в региональный музей (где есть условия хранения, температурный режим, охрана), все только выиграют.

- Думаю, ни один директор крупного музея не будет в восторге от идеи распределения ценностей.

- Я больше полувека руководила музеем и понимаю, что любому директору трудно согласиться с тем, чтобы у него забрали Пикассо или Матисса. Но запасники - это не собственность данного музея или данного директора. Все музейные ценности принадлежат государству. Оно и должно решать эту проблему.

ГМИИ им. Пушкина

ГМИИ им. Пушкина

Фото: Михаил ФРОЛОВ

«МОСКВА ЗАСЛУЖИЛА МУЗЕЙ МИРОВОГО КЛАССА»

- Несколько лет назад вы высказались за восстановление музея нового западного искусства, который в 20-х годах прошлого века был создан из национализированных коллекций купцов Щукина и Морозова. И после войны ликвидирован по приказу Сталина...

- Я бы точнее сформулировала - репрессирован. И поскольку в новейшее время мы восстановили память и честное имя многим репрессированным в эпоху сталинизма, мне кажется, что государство могло бы разобраться и с этой колоссальной несправедливостью.

Сергей Щукин и Иван Морозов - гениальные коллекционеры. В то время, конец ХIХ века, искусство импрессионистов было совершенно новым. Щукин и Морозов увидели в картинах Мане, Ренуара, Сезанна, Пикассо большое искусство, за которым будущее. Они покупали картины на свой страх и риск, мучились, терзались. Например, Щукин одним из первых купил картину Пикассо. И сомневался, правильно ли он сделал? Поставил картину у себя дома в дальний угол, привыкал, потом выдвинул на видное место.

У Морозова в его особняке на Пречистенке была целая стена в картинах Сезанна. Это его любимый художник, кстати, очень трудный для понимания. Это были не просто нувориши, которые не знали, куда деньги девать. Они собирали свои коллекции осмысленно.

После революции их коллекции национализировали. Морозов еще некоторое время работал ее хранителем. Потом уехал из России. Коллекция осталась в его особняке на Пречистенке, 21. А Щукин еще до революции писал в письме к директору музея изобразительных искусств Ивану Цветаеву, что собирает коллекцию картин для Москвы. Это было его желание, не считаться с которым неправильно. На основе двух этих коллекций в 1923 году был создан единый музей нового западного искусства.

В Москве есть великие музеи: Третьяковская галерея и Кремль. Наш музей - ГМИИ им. Пушкина - не относится к топовым. Я всю жизнь в нем работаю, но у меня нет ложного патриотизма. А вот музей нового западного искусства для Москвы стал бы музеем мирового класса. Когда год назад мы вывозили нашу часть коллекции Щукина в Париж (другая часть находится в Эрмитаже. - Ред.), полтора миллиона человек посмотрели ее всего за несколько месяцев. Вы представляете, что было, если бы на этой выставке была еще и коллекция Морозова?!

- В коллекции Щукина - Морозова не так много вещей - около 700. Достаточно ли этого для большого музея?

- Конечно! Это лучшее собрание импрессионистов в мире. Почему Москва не может иметь музей определенной эпохи? Она его заслужила.

- Ваше отношение к акции «Ночь музеев»?

- Я не поклонница пиар-акций. Но точно знаю, что в музеи ходить надо. И необязательно это делать ночью.

КСТАТИ

«Мона Лиза» - очень знаменитая вещь»

- Ирина Александровна, на протяжении долгой жизни вы общались со многими руководителями государства, только министров культуры - более десятка. Кто больше других интересовался музейным делом?

- Я отдаю предпочтение Екатерине Алексеевне Фурцевой - она была работяга и доверяла специалистам. Когда я ей предложила привезти в Москву картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза», она задала только один вопрос: «Думаете, это будет интересно?» Я ответила, что будет: «Очень знаменитая вещь». Всего за один месяц (!) она получила разрешение правительства Франции привезти в Москву главный мировой шедевр. И Пушкинский музей провел эту выставку 44 года назад. «Мона Лиза» почти не покидала Лувр. Один раз побывала в Нью-Йорке и один раз в Японии. И форс-мажорно (по дороге из Японии) в Москве - благодаря Екатерине Алексеевне. У нее было чисто женское качество - желание видеть результат.

«Комсомолка» рекомендует всем любителям прекрасного коллекцию «Лучшие современные художники» на shop.kp.ru и в фирменных магазинах «КП».

«Комсомолка» рекомендует всем любителям прекрасного коллекцию «Лучшие современные художники» на shop.kp.ru и в фирменных магазинах «КП».

«Комсомолка» рекомендует всем любителям прекрасного коллекцию «Лучшие современные художники» на shop.kp.ru и в фирменных магазинах «КП».