+10°
Boom metrics
Кишинев21 января 2020 22:00

Милые кости: В Молдове лучшим фильмом может стать только кино об ужасах советского режима

Грандиозным скандалом с раскапываением могил закончилось мероприятие, где раздавали местных «оскаров»
Хочет придти в кинотеатр и посмотреть молдавский фильм о жизни и любви, но такое местные кинематографисты снимать не считают нужным. Фото Владимир Веленгурин.

Хочет придти в кинотеатр и посмотреть молдавский фильм о жизни и любви, но такое местные кинематографисты снимать не считают нужным. Фото Владимир Веленгурин.

20 января, в рамках Gala Cineastilor 2020 («Гала кинематографистов»), раздали молдавского «оскара» лучшим фильмам и лучшим актерам нашей страны.

Вопрос, конечно, не насущный, но время от времени его задают: «Есть ли в Молдове кино?». Обычно на него отвечают: «Нет». Но вот же оно, и даже призы получает! Правда, не всякое кино может даже участвовать в раздаче статуэток.

В Молдове живут люди, которые паразитируют на теме прошлого нашей страны. Причем прошлое они тщательно выбирают. Нытье, слезы, страхи и беспросветная жизнь... Никакого позитива или актуальных проблем. Про какие это времена? Конечно, про советские!

Союз кинематографистов Молдовы наградил, по его мнению, лучших. Более того, союз настаивает на том, что премия аполитичнее некуда. Сама честность и кристально чистое искусство. Хотя кинораздачу называют «первой постсоветской премией».

Режиссеры отказывались от номинаций

Скандал начался не в тот момент, когда лучшим документальным фильмом стала лента под названием «Сибирь из костей». Шумиха вокруг очередной попытки в Молдове раздать кинематографические призы разрослась прямо во время номинирования.

Алеку Делиу снял с конкурса свою документалку «Шаги на границе» из-за фаворитизма и нечестности премии. Часть кинематографистов сами отказывались от участия в этом нечестном конкурсе, а часть просто не позвали.

У нас не такой поток кинопродукции, чтобы одних выделять и устраивать для них шоу с красной дорожкой и «оскарами», а других игнорировать! О какой честной конкурсной борьбе может идти речь? Похоже, что наградили, как в детском саду — сколько детей, столько и номинаций, чтобы никто не плакал.

«И эти люди критикуют проект «История Молдовы» за «политизированность», патронат президента! Ну а что ещё сказать, когда к содержанию ни у одного специалиста-историка претензий нет?» - пишет журналист и сценарист фильма «История Молдовы» Елена Пахомова. - «Кино в Молдове держится на костях и ненависти. Казалось бы, сколько можно? Призы и гранты выдают, чего ж режиссёрам менять тематику? А так хочется пойти в кинотеатр на хороший молдавский фильм. Про жизнь и про любовь».

«Отказники» не кричат о сложившейся ситуации громко. Просто не хотят получать палок в колеса в будущем. Производители художественных, документальных и мультипликационных фильмов просто игнорируют эту премию, как и сама премия игнорирует их.

Ни любви, ни жизни

Кстати, о мультфильмах. А где в списке номинантов, а скорее призеров этого действа, мультик студии Simpals? За рубежом студия получает призы и номинации, а в Кишиневе отборочное жюри настолько строго, что не считает это качественным продуктом?

Драму «Сибирь из костей», конечно, с мультиками сравнивать не будем, и не только потому, что это разные кинематографические номинации. Но водить хороводы по поводу ужасов прошлого и закрывать глаза на реальную жизнь, полоумие!

Мир смотрит другое кино. Например, фильм «Паразиты» - о классовом неравенстве в современном мире. О дорогом телефоне и невозможности заплатить за интернет. Герои «Паразитов» ловят wi-fi ближайшего кафе, сидя согнувшись в грязном туалете бедной квартирки.

Да, именно за такое остро-социальное кино дают призы на Каннском фестивале. А в Молдове 30 лет ничего не меняется! Ничего нет милее костей в Сибири и ужасов советского союза. Призы будут раздавать только таким сценариям и режиссерам, которые отрабатывают гранты и раскапывают могилы прошлого.