Премия Рунета-2020
Хабаровск
+4°
Boom metrics

Станет ли Россия сверхдержавой

Что такое сверхдержавность? Нужна ли она России? Какова за нее цена? Эти вопросы мы обсуждали с экспертами [аудио]

В программе «Цепные псы» на Радио «Комсомольская Правда» пытались ответить на вопрос, достойна ли Россия звания сверхдержавы и что это может за собой повлечь. Гостем в студии был Ростислав Ищенко, украинский и российский политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования.

Для начала эксперта попросили рассказать, почему он покинул Украину, когда там сменилась власть.

- У меня никогда не было сомнений в том, что там рано или поздно за взгляды, противоречащие официальным, начнут убивать. Поэтому я решил не дожидаться, - ответил эксперт.

«У Америки проблема любой империи – перенапряжение»

Ростислава Ищенко попросили прокомментировать мнение ряда аналитиков о том, что «Америка на Украине победила и укрепляется».

- Я знаю большое количество людей, которые считают, что Америка вообще победила. У них есть хорошая аргументация, они говорят: знаете, Америка может печатать доллары, и вообще Америка – самая большая, самая сильная страна. Это правда, у нее больше авианосных групп, чем во всем мире, кроме Америки. В Америке больше стратегических бомбардировщиков, чем во всем мире, кроме Америки. И Америка печатает деньги для всего мира, кроме Америки (ну, и для Америки тоже). На самом деле, у Америки проблема любой империи – перенапряжение. То есть, империя сильна до тех пор, пока она имеет лояльных союзников. В тот момент, когда империя начинает опираться на сателлитов или пытаться всех своих союзников сделать вассалами, возникают противоречия между ней и бывшими союзниками, и тогда империя тратит значительно больше ресурсов на поддержание своего влияния среди бывших союзников, чем на расширение своего влияния и на укрепление своего влияния во всем мире вокруг нее. Вот Соединенные Штаты перенапряглись. И в определенный момент стало понятно, что Соединенные Штаты реально проигрывают. Да, Россия слабее, по всем показателям слабее. Она сильнее в одном компоненте. Россия реально сейчас более привлекательна, как в свое время очень слабый Советский Союз был значительно более привлекательным, чем весь находящийся вокруг него буржуазный мир. И он поэтому выиграл. Вот сейчас Россия более привлекательна, чем Соединенные Штаты. И поэтому даже союзники Соединенных Штатов пытаются подпольно и тихонько играть с Россией, - ответил политолог.

«Россия не только является сверхдержавой, но и ведет себя как сверхдержава»

А на вопрос о том, становится ли Россия сверхдержавой после операции в Сирии, эксперт ответил, что еще «10 лет назад на Украине своим оппонентам и коллегам говорил: что бы вы ни думали, а Россия является сверхдержавой»: «Просто потому, что у России есть ядерный потенциал, способный уничтожить единственную в мире сверхдержаву на тот момент».

- У Северной Кореи есть ядерный потенциал, который способен уничтожить одну американскую подводную лодку, а Россия могла похоронить Соединенные Штаты. Так вот, если вы можете похоронить страну, которая считает себя единственной в мире сверхдержавой, вы тоже сверхдержава. Другое дело, что Россия 10 лет назад не вела себя как сверхдержава на мировой арене, у нее были другие проблемы. Сейчас она не только является сверхдержавой, но и ведет себя как сверхдержава. Это единственное, что изменилось за 10 лет, - уточнил Ищенко.

«Все современное противостояние - это противостояние России и США»

Политолог также уверен: «В любом случае все современное противостояние (неважно, кто там задействован – террористы, сомалийцы, украинцы, ливийцы) - это противостояние России и Соединенных Штатов как двух глобальных сверхдержав, двух систем и двух видений будущего планеты».

- Никто не сомневается в том, что ИГИЛ (запрещенная в России организация – прим.ред.) вырос из террористических организаций, которые в свое время создавали и поддерживали Соединенные Штаты. Вначале они их создавали и поддерживали в Афганистане против СССР, потом они их создавали и поддерживали в Сирии против Асада. Тем не менее, это одни и те же террористические организации, так или иначе, они напрямую связаны с Соединенными Штатами. Другое дело, что сейчас сами американцы зачастую прекращают их контролировать, говорят: знаете, ребята, мы их сами боимся, это уже не наши проблемы. То есть, здесь нет противоречия. Так или иначе, в одном или другом формате Россия противостоит не режиму Порошенко, не ИГИЛ, не кому-то еще. Россия противостоит Соединенным Штатам. И все проблемы, с которыми она сталкивается, это проблемы, инспирированные Соединенными Штатами, как проблемы, которые в условиях невозможности прямого военного противостояния, когда две стороны обладают огромным ядерным потенциалом, - добавил Ищенко.

Еще один вопрос эксперту касался отношений России и Украины. Радиоведущие спросили, сложно ли РФ стать сверхдержавой без соседней страны?

- Любая великая держава может быть сверхдержавой без любого куска своей территории. В свое время еще Ломоносов сказал, что богатство России прирастает Сибирью, - считает эксперт. - Россия - сверхдержава и без Украины. Она была, есть и будет. Если Россия не будет сверхдержавой, ее не будет. Однако России удобнее, выгоднее и дешевле работать сверхдержавой с Украиной, чем без Украины.

ДРУГИЕ МНЕНИЯ

«Сверхцель – это сильная экономика»

Политолог Олеся Яхно отвечает на вопрос, нужно ли России становиться сверхдержавой:

- Очень странный вопрос, как мне кажется, для государства XXI века - нужно становиться сверхдержавой или не нужно? Само по себе это не является самоцелью. И важно, что вкладывает то или иное государство в понятие сверхцелей. На мой взгляд, в XXI веке сверхцель – это, прежде всего, сильная экономика, привлекательные образцы, позволяющие государству, претендующему на роль сверхгосударства, быть привлекательным для других стран. Это и есть влияние. Поэтому здесь сам по себе вопрос – стоит или не стоит – не имеет никакого значения. То есть, важно, что вкладывается в это понятие.

Кроме того Олеся Яхно считает неправильным сравнивать Россию и США:

- Я не согласна, что все противостояние за последние годы сводится к противостоянию России и США. Я не согласна, что мир однополярен, он сегодня многополярен, и за последние 20 лет ряд других стран (и Китай, и Индия) приобрели и приобретают вес, который разбавляет лидерство Соединенных Штатов. Мне кажется, не стоит ставить таким образом вопрос: что мешает России быть такой же, как Соединенные Штаты? Это в корне неправильно. На самом деле важно, не как равняется Россия на США, а как сама себя Россия видит как государство, прежде всего, внутри себя.

«Главный критерий сверхдержавности - это мощная экономика»

Дмитрий Глуховский, писатель, рассказывает, как относится к понятию «империя»:

- Вы знаете, мне кажется, что империя не должна быть голоштанной. Это ровно наш случай. Тут Ростислав выступал по поводу какой-то нашей иллюзорной сверхдержавности, мне кажется, ею не пахнет. Знаете, как на день ВДВ есть люди, которые напиваются, 50-летние татуированные парашютами этими, надевают тельняшки на пузо свое и голубые береты. И купаются в фонтанах парка Горького. Вот то уважение и дрожь, которую сегодня внушает Россия, очень родственна тому уважению и дрожи, которую те люди внушают гуляющим вокруг женщинам с колясками в парке Горького. С одной стороны, подойти страшно, сделать замечание какое-то боязно, но вряд ли можно считать, что это искреннее уважение, связанное с тем, что мы вновь, как это было 30 лет назад, мускулисты, боеспособны и форма вот эта советская на нас хорошо сидит. Я совершенно не согласен с тем, что каким-то образом сегодня Россия, во-первых, вернулась в ранг сверхдаржав, а во-вторых, что она является полноценной империей. И что она каким-то образом вообще своим поведением в последние годы приблизилась к этой внешне-политической задаче, к тому, чтобы снова стать сверхдержавой.

По мнению Глуховского, главный критерий сверхдержавности - это мощная экономика, «которая пропорционально и не в ущерб образованию, здравоохранению, социальным расходам, может финансировать свою армию».

Писатель также отметил, что «в сегодняшнем мире не все решает размещение вооруженных сил»:

- И способность Германии повлиять на мировую политику гораздо выше, чем способность Российской Федерации, к сожалению. С ее немногочисленными за рубежом военными базами. Я бы, говоря о том, как нам снова стать сверхдержавой (и я только «за»), говорил о том, что вместо того, чтобы запугивать наших соседей, прежде всего, следует заниматься прокачкой экономики.

Полную запись передачи вы можете прослушать онлайн или скачать в плеере в начале статьи.