Премия Рунета-2020
Хабаровск
+11°
Boom metrics

Как правильно приучить детей к чтению

Разбираемся в эфире программы «Родительский вопрос» на Радио «Комсомольская правда» [аудио]

Конюхова:

- Сегодня у нас «Родительский день». Мы поговорим о том, как научить детей читать. И как родители могут сделать так, чтобы ребенок потом не расставался с книжкой.

У нас в гостях два ученых. Это Андрей Борисович Захаров, заместитель заведующего международной лаборатории образовательной политики ВШЭ. И Анастасия Капуза, лаборант-исследователь ВШЭ. Они провели интересные исследования. Они посмотрели, как разные родители занимаются с детьми до школы, как учат их читать. И как потом это влияет на то, как дети себя ведут в классе, как это влияет на их читательскую грамотность.

Андрей, а что родители могут делать? Какие вещи дают результат?

Захаров:

- Добрый день! Хороший вопрос. Наверное, начну с предыстории. Это исследование, в котором регулярно участвует Россия. Называется оно «Пирлс» и посвящено проверке читательской грамотности четырехклассников. Исследование построено так, что выводы о читательской грамотности, несмотря на то, что в нем участвует около пяти тысяч человек, фактически можно распространить на всех четырехклассников страны.

Конюхова:

- Сколько человек вы опрашивали?

Захаров:

- Опрашивали не мы. Сколько, Настя?

Капуза:

- Порядка четырех с половиной тысяч.

Захаров:

- Исследование это интересно тем, что там опрашиваются родители, учащиеся и так же учителя и директора школ. Это исследование позволяет посмотреть, какими практиками родители пользуются в то время, когда их дети еще до школы. И так же какими способами обучения чтению пользуются, когда дети уже учатся в четвертом классе.

Мы сравнили, как дети учат читать до школы и в школе. И как эти результаты связаны с читательской грамотностью детей.

Конюхова:

- И какими способами пользуются?

Капуза:

- Есть практики, которые направлены на письмо, прочитать букву, ее ударные и так далее.

Конюхова:

- Это помогает детям лучше читать?

Капуза:

- Конечно. Но это чтение, как процесс восприятия с листа информации. Есть такие практики чтения, которые развивают чтение, как более широкий процесс: понимание смысла текста, спрашивают, какой герой хороший, какой плохой. И это положительно связано с читательской грамотностью. И мы выяснили, что такие практики, которые относятся ко второму виду, например, обсуждать с ребенком прочитанное, читать книжки, они значимо связаны с уровнем грамотности даже в четвертом классе.

Захаров:

- Несмотря на то, что эти практики используются именно до школы.

Конюхова:

- Товарищи родители, ученые нам подтверждают: если вы хотите, чтобы ребенок прекрасно читал, не расставался с книжкой, сохранял любовь к чтению на долгие годы, обсуждайте с ним разные книги и истории. И все у вас будет прекрасно!

А есть разница? Если с ребенком учить буквы, это лучше скажется? Или еще как-то можно научить его читать быстрее?

Капуза:

- Если с ребенком учиться читать буквы, он научится читать буквы. Или писать буквы. Это, конечно, пригодится ему в первом классе. Но потом он просто будет уметь читать и писать буквы. И все. Не факт, что у него возникнет интерес к чтению . А если ему прививать любовь к чтению, то он будет читать больше.

Конюхова:

- Сейчас складывается такая ситуация, что в школах, когда родители записывают ребенка в первый класс, неофициально, но есть определенное требование – ребенок должен уметь читать. При этом мы все понимаем, что научить ребенка читать – не такая простая задача. Для этого хорошо бы, чтобы родители были специалистами, в идеале, чтобы у них было педагогическое образование. И получается, что эта непростая задача ложится не на педагогов, не на специалистов, а на родителей, которые не всегда могут, не всегда у них есть желание. Не всегда правильно знают, как это делается.

Есть ли разница, как разные родители занимаются с детьми?

Захаров:

- Кстати, сначала хочу сказать, что Россия на фоне других стран выглядит здесь достаточно хорошо. Немного позже скажу, что может быть тут напрягающим моментом. Если посмотреть на ответы родителей, то более пятидесяти процентов из них говорят, что до школы занимаются с ребенком, причем, всевозможными видами: покупают кубики, играют в алфавит, учат буквы, читают книги. В других странах, на самом деле, меньше. Здесь есть один такой момент. Есть так называемая социальная желательность, когда респондент видит, какой ответ от него хотят получить. И пытается дать… Немножечко подвирает. Но, на самом деле, несмотря на то, что есть некая социальная желательность, возможно, что, действительно, в России именно так дела и обстоят. Может, тут эффект еще советских времен есть.

Капуза:

- Многие специалисты подтверждают, что есть такой эффект. Советское прошлое подталкивает родителей читать, заниматься с детьми и так далее.

Конюхова:

- Россия по-прежнему остается читающей страной. Это приятно.

Почему кто-то вкладывает всю душу, листает книжки, а другие отправляют ребенка в свободное плавание. И считают, что в школе должны всему научить.

Капуза:

- Мы пошли про уже известному пути. Это исследование родителей с высшим образованием и без высшего. Есть и следования, которые говорят, что родители без высшего образования отдают образование детей на откуп образовательных учреждениям. И считают, что детский сад и школа должны учить, а родители покупать ребенку еду, книжки и учебники. А родители с высшим образованием пытаются что-то содержательное сделать с детьми: читать книжки, пытаться развить ребенка.

Мы пошли по этому пути. И поняли, что в России эта история несколько сложнее. И, как ни странно, это связано с посещением ребенка детского сада.

Конюхова:

- Это важно.

У нас трудно устроить ребенка в детский сад. Но и многие родители не доверяют образовательным учреждениям.

Захаров:

- Понятно, если в детском саду с детьми занимаются, то потом результаты на первых порах будут выше. И не только на первых, но и в конце начальной школы. Но здесь очень важно, что родители с высшим образованием и без высшего, по сути, как показывают данные, используют разные подходы и стратегии к поддержке детского чтения именно до школы.

Мы видим три самостоятельные стратегии. Родители с высшим образованием пытаются с помощью самостоятельных занятий дома с детьми некоторым образом компенсировать отсутствие детского садика. При этом они используют такие практики, которые направлены на формирование общего интереса к чтению, на общее развитие. А вот родители без высшего образования, притом, если у них есть дома достаточный объем культурных ресурсов, грубо говоря, книги, они используют стратегию подкрепления. То есть, они начинают больше заниматься с детьми в том случае, если дети более длительное время посещают детский сад. На наш взгляд, это некая реакция на посещение детского сада. Это просто гипотеза. Но, возможно, просто педагоги в детском садике пытаются обращать внимание родителей на то, что детям надо уделять внимание.

Капуза:

- Возможно, ребенок приходит домой и говорит: а давай поиграем в кубики, почитаем.

Захаров:

- Это некоторое реактивное действие. И при этом не происходит компенсации.

Конюхова:

- Если у таких родителей ребенок не ходит в детский сад, они с ним вообще не занимаются?

Захаров:

- Вероятность того, что они с ним будут заниматься, ниже.

Конюхова:

- Вот он придет в первый класс. Он явно отстает от своих сверстников.

Захаров:

- Совершено верно. В тот момент, когда ребенок приходит в школу, читательская грамотность таких детей будет ниже.

Конюхова:

- Интересная ситуация. Поскольку школа не имеет права отказать ребенку в приеме в первый класс, они должны брать всех, у нас территориальная привязка сейчас. И получается, что в одном классе часть детей читают хорошо для своего возраста, а часть еле-еле.

А учители что делают в этой ситуации?

Захаров:

- Учителя пытаются выровнять ситуацию. Но нужно понимать, что читательская грамотность при входе детей в школу связана так же и с уровнем читательской грамотности детей даже в четвертом классе. Имеется некоторый отложенный эффект.

Конюхова:

- Если до школы не научили читать, то всю жизнь ребенку это будет аукаться?

Захаров:

- Нет. Не обязательно именно так. Просто у детей, у которых читательская грамотность на входе в школу выше, у них будет выше и читательская грамотность и в четвертом классе. Конечно, всегда есть индивидуальные случаи, часто школа помогает, потому что это работа учителей – помогать.

Конюхова:

- Родители могут поправить ситуацию, если они не уделяли достаточное внимание до школы чтению ребенка?

Захаров:

- Те данные, которые мы использовали, они не дают нам большой информации о том, что происходит в первом классе. Грамотность при входе в школу связана с читательской грамотностью на выходе из начальной школы. Учителя, конечно, много внимания этому уделяют. И работают с этим. Но если родители начинают вдруг начинают много заниматься с детьми в четвертом классе, это, скорее всего, реакция на то, что у ребенка проблемы с чтением.

Конюхова:

- Все хорошо вовремя.

Нам пишут и спрашивают: «Скажите, как гиперактивного ребенка двух с половиной лет заинтересовать книжкой?».

Капуза:

- Мне кажется, даже необязательно прямо заинтересовывать, потому что многие другие исследования показывают, что необязательно ребенок должен быть сильно заинтересован в том, что ему читают. Но все равно, совместное чтение книг будет иметь эффект.

Пусть он не читает всю книжку вместе с вами. Но само по себе применение этой практики, что вы показываете ему книжку, грубо говоря, сидите и читаете рядом с ним, это может оказать положительный эффект на его отношение к чтению в будущем.

Конюхова:

- Для детей очень важно, какой пример им подают родители. Сейчас взрослым трудно найти время, посидеть с книжкой, потому что у нас постоянно социальные сети, работа, все нас отвлекает. Читайте сами, читайте вместе с ребенком, обсуждайте книги. И, уверена, что даже детские сказки могут оказаться интересными во взрослом возрасте.

Захаров:

- Это так. Потому что данные показывают, что дети лучше читают, если их родители сами больше внимания уделяют самостоятельному чтению. Если родители сами любят читать, то у таких родителей и дети будут показывать более высокий уровень читательской грамотности.

Конюхова:

- Завтра у нас всемирная акция по проверке грамотности – тотальный диктант! В этот раз его будут писать и в космосе, и в море, и даже в Антарктиде! Причем, участники антарктической экспедиции будут писать уже в четвертый раз. Автором текста в этом году стал детский писатель Андрей Усачев, который прославился книжками про маленькую собачку Соню.

У нас уже первый звонок.

- Здравствуйте! Эйнштейн не могут говорить до четырех лет. Его учитель характеризовал, как умственно отсталого человека. Что могут на этот счет ваши гости ответить?

Конюхова:

- Спасибо за вопрос. Есть всегда дети, которые не вписываются в общепринятые нормы. Нужно как-то их дополнительно стимулировать? Требовать от них, чтобы они включались? Начинали читать, говорить.

Капуза:

- Думаю, среди тех четырех с половиной тысяч опрошенных были и пару Эйнштейнов, возможно. Если взять картину в общем, конечно, нужно с ребенком заниматься, заниматься и заниматься. Естественно, родители лучше знают своего ребенка. И если вы видите, что он не отзывается, у него что-то не получается, то просто больше занимайтесь с ним. Если вы видите, что он ничего не может делать, потому что он, грубо говоря, не хочет или что-то там, ему интересно другое, например, физика или динозавры, то это совсем другая ситуация. И тут все очень индивидуально.

Конюхова:

- Да, думаю, родителям надо следить за ребенком, наблюдать, что его интересует. И искать способы, чтобы его замотивировать. Здесь не может быть уникальных советов и рецептов.

Захаров:

- Вопрос был провокативный несколько. И интересный. Тут есть другая проблема. К сожалению, образовательные институты не всегда знают, как работать с каждым ребенком. Например, такая нотка прозвучала в этом вопросе. Это, действительно, так. Хотя нужно признать, что Эйнштейн у нас был в истории один.

Конюхова:

- Талантливые люди не вписываются в формат, это известная история.

Захаров:

- Наличие Эйнштейна не отменяет той необходимости – заниматься с детьми.

Конюхова:

- Сейчас многие родители пытаются ребенка не только в детский сад, а еще отвести на развивающие курсы, записать в спортивную секцию. Творческие студии, много всего. Это дает результат?

Захаров:

- Хороший вопрос. К сожалению, в тех данных, с которыми мы работали не было ничего про развивающие курсы. Но общая тенденция складывается такая, что чем раньше семья начинает вкладываться в ребенка, уделять внимание его воспитанию, занятиям, тем лучше. И это показывают не только наши исследования. Многие другие исследования проводились и в России, и в других странах. Есть, например, исследование известное Хекмана, посвященное экономическим эффектам раннего обучения детей.

Конюхова:

- А что делать с теми родителями, которые не уделяют достаточного внимания детям? Не секрет, что у нас очень много проблемных семей, малообеспеченных, тех, кто не следят за детьми. Как с ними работать? Получается, вся надежда на учителей?

Захаров:

- Не совсем. В самой критической ситуации находятся те семьи, где и у родителей нет высшего образования, и мало культурных ресурсов дома. И чьи дети не ходят в детские сады. С ними меньше всего занимаются, и уровень читательской грамотности по данным исследования у таких детей будет ниже.

Есть же опыт и других стран, как работать с детьми, находящихся в сложных социальных контекстах. Например, в Европе были проблемы с детьми из семей мигрантов. Проблемы есть и сейчас. Приезжают семьи, где есть проблемы с владением государственным языком, с языком, на котором работает школа, образовательные институты. И что делать?

Конюхова:

- У нас в Москве тоже эта проблема актуальна.

Захаров:

- В Европе, в разных странах действует программа поддержки таких семей, где специальные педагоги встречаются с родителями, вместе с родителями учатся играть с детьми. Здесь не просто ведется подготовительная работа с детьми, где детей до школы обучают языку в игре, в чтении книжек. Но ведется и работа с родителями, чтобы показать, как играть с детьми, обучить чтению.

Конюхова:

- Мы помним, что в школах сейчас ведутся постоянные диагностики. Это добавляет неудобства, напряженности. И когда учитель знает, что у него в классе есть дети, которые не сдадут какую-то из работ на нужный результат, это и на отношение в классе сильно влияет.

А есть ли у вас простые и понятные советы родителям? Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо читал, когда с ним надо начинать заниматься?

Капуза:

- Начинать заниматься нужно как можно раньше. Вовлекать ребенка в процесс чтения. И те родители, которые начинают заниматься до школы, они к первому классу уже готовы. И им не надо в начальной школе уделять много внимания, читать с ними и так далее. А те родители, которые до школы этого не делали, они к первому классу приходят не очень подготовленными и им приходится вовлекаться в школе. И в первом классе делать то, что другие родители делали в четыре года.

Андрей выбрал хорошую метафору уходящего поезда. Надо садиться в него раньше. И уже ехать до четвертого класса.

Конюхова:

- Дорогие слушатели, чтобы вам не пришлось впрыгивать в уходящий вагон, как сказал Андрей Захаров, начинайте заниматься с детьми. Читайте книжки, пишите завтра тотальный диктант. И потом расскажете нам, как все прошло!