Премия Рунета-2020
Хабаровск
+4°
Boom metrics

Алексей Немов: Я просто снимаю шляпу перед человеком, который пронес наш флаг на паралимпиаде

Четырехкратный Олимпийский чемпион рассказал Радио «Комсомольская правда», что он думает по поводу допингового скандала, выступления нашей сборной в Рио и что нужно, чтобы стать чемпионом [аудио, видео]
4-х кратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Алексей Немов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

4-х кратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Алексей Немов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Панкин:

- В студии у нас Алексей Немов, четырехкратный Олимпийский чемпион, пятикратный чемпион мира, чемпион Европы по спортивной гимнастике, автор проекта «Легенды спорта» и отмечается, что с 1996 года по 2016 год, подробнее об этом проекте расскажете чуть позже… Здравствуйте, Алексей. Вы только что назвали очень мужественным поступком поступок белорусской сборной, которая развернула российский триколор на открытии паралимпиады. Уточняю – члены белорусской делегации вынесли флаг России на церемонии открытия паралимпиады в Рио-де-Жанейро в знак солидарности с российскими спортсменами, отстраненными от участия в Играх. Однако установлена личность мужчины, который вынес российский флаг на церемонии открытия, однако, кто именно это сделал, пока не уточняется. В настоящее время решается вопрос о том, какие меры будут применены в отношении нарушителя. Вроде как это не спортсмен, поэтому к нему никакие меры применены быть не могут. Но все равно поступок очень хороший.

Немов:

- Я считаю, что это нормального человека реакция, потому что, мне кажется, что такие вещи – это поддержка для нашей страны… мне кажется, это правильно и логично.

Панкин:

- Уточню. С флагом по стадиону прошел директор республиканского центра олимпийской подготовки по легкой атлетике Андрей Фомочкин. В прошлом Фомочкин мастер спорта международного класса, победитель и призер Спартакиады народов СССР 1986 года и рекордсмен Советского Союза по зимнему многоборью.

Немов:

- Это человек, который понимает, что происходит…

Панкин:

- Хотя могли на сборную Белоруссии наложить некие санкции в этой связи, тем не менее, они не побоялись. И это, конечно, вызывает большое уважение – не так ли?

Немов:

- Я просто снимаю шляпу перед этим человеком. Не каждому дано набраться такой смелости и перед всем миром сделать такое вот заявление. Это некий протест. Для нас, для меня лично, для нашей страны, мне кажется, это очень… Еще раз мы дали напомнить о том, что мы не одни, нас поддерживают и другие наши коллеги из других стран.

Панкин:

- А что касается вообще отстранения нашей паралимпийской сборной? Это политическое дело? Или все дело в допинге?

Немов:

- Я вас умоляю, какой допинг, Иван? Эта тема уже настолько изъезжена, что даже обсуждать ее, честно говоря, не очень хочется, но, тем не менее, раз уж мы коснулись этой темы, то я уверен, что это, конечно, политизированная вещь, которая не дала возможности тем людям, которые и так пострадали в жизни своей и, готовясь к паралимпийским играм, не были к ним допущены из-за принятия вот такого, мне кажется, уже бесчеловечного решения неких руководителей паралимийского международного комитета…

Панкин:

- Но странно, что олимпийская сборная так или иначе все-таки отправилась, и решили взяться за паралимпийскую сборную – это уже что-то из ряда вон выходящее…

Немов:

- Вы знаете, это, как правильно сказал наш президент, что те, кто принимал это решение, это же просто так не будет это все… не в этой жизни, так в следующей – догонит… Поэтому такие вещи принимать, я считаю, неправильно и некорректно по отношению к тем людям, которые и так пострадали в жизни.

Звонок, Сергей:

- Добрый день. Да у меня даже не вопрос… Я вот про этого человека, который проявил солидарность. Было бы очень даже непонятно, если бы эту солидарность не проявил бы никто. То есть, это чисто человеческий фактор. Я считаю, что вообще если бы все спортсмены проявили такую солидарность, наверное, в мире бы сознание изменилось.

Панкин:

- Спасибо, я вас понял. А что касается впечатлений от игр в Рио, Алексей? Что вы можете сказать?

Немов:

- Я не был внутри. В Рио я не присутствовал, я все смотрел по телевидению. Я считаю, что наши ребята выступили очень достойно. Уже много об этом было сказано, но я хочу сказать, что наша сборная, как всегда, проявила профессиональные свои качества. И в общем-то эта ситуация всех объединила и ребята старались и сделали свое дело, заняв тем самым четвертое неофициальное общекомандное место – без легкой атлетики! – я считаю, что это очень достойный результат.

Панкин:

- А что касается того конфликта главы федерации спортивной борьбы Мамиашвили, который толкнул или даже ударил борца Трожукову, что можете сказать?

Немов:

- А вот эту ситуацию я не знаю, если честно. Даже не слышал о ней.

Панкин:

- Можно ли было повлиять на МОК и все-таки отстоять наших?

Немов:

- Я даже не могу сказать, потому что для меня эта ситуация вообще абсурдная. Почему не едут наши легкоатлеты, а другие едут?

Панкин:

- Алексей, давайте поговорим о нашей паралимпиаде, о той, которая сейчас проходит в Подмосковье. Не так давно церемония открытия прошла в торговом развлекательном центре Крокус-Сити, в мероприятии принял участие глава минспорта России Виталий Мутко и президент паралимпийского комитета России Владимир Лукин. Он среди прочего прокомментировал и тот факт, что белорусские спортсмены нас так поддержали. Давайте послушаем его комментарий.

В. Лукин:

- Я очень рад, что белорусские паралимпийцы в это трудное для нас время рядом с нами. Мы очень благодарны за то, что он в это время вспомнил о нас, вспомнил о справедливости, о том, что политика не должна вмешиваться в спортивные соревнования, особенно паралимпийские, которые имеют особый гуманный позыв. То, что он вспомнил не только о своей стране, но и о самой близкой для него – России – это очень хорошо и очень здорово, мы этого не забудем.

Панкин:

- Алексей, давайте поговорим о тех соревнованиях, которые проходят сейчас в Подмосковье. Как вы считаете, будет ли развиваться вот это соревнование? Потому что сейчас это некий набор мастер-классов, который показывают наши паралимпийцы. Ну, понятно, что им не с кем соревноваться. Соответственно, нужно подтягивать другие страны к участию.

Немов:

- Хотелось бы, чтобы это был первый и заключительный опыт во всей этой истории. Потому что хочется, чтобы наши паралимпийцы выступали в нормальных условиях и соревновались со всеми странами. Для этого и созданы были паралимпийские игры. Я считаю, что сегодня есть некая альтернатива – ребята же готовились к этому – и сегодня они показывают свои результаты. Не хотелось бы создавать вокруг этого такую интригу… Самое главное, я думаю, что мы все должны сделать – я имею в виду наша страна: и руководство спорта, и все руководители – должны сделать так, чтобы как-то повлиять на эту ситуацию, чтобы наши паралимпийцы не пострадали, чтобы они все-таки вернулись в олимпийскую семью. От нас, конечно, мало зависит – потому что и так все делается для того, чтобы таких вещей не существовало…

Панкин:

- И с той стороны тоже все делается, Алексей.

Немов:

- Да. Поэтому это, конечно, такая нехорошая ситуация, которая влияет на дружбу народов.

Панкин:

- Давайте все-таки смотреть на такое развитие событий, так скажем, не самое лучшее для нашей сборной. Вдруг не получится вернуться? Все-таки надо ж развивать это движение. И здесь. А это возможно или нет?

Немов:

- Конечно, возможно.

Панкин:

- Я знаю, что Китай хотел присоединиться к нам в наших российских соревнованиях, он не хотел ехать в Рио-де-Жанейро в знак протеста, но вроде как не поехал. Индия вот собралась к нам ехать. То есть, потихонечку народ смотрит в нашу сторону. Но сможем ли мы действительно перетянуть на себя одеяло в перспективе или нет?

Немов:

- Да все возможно, но я считаю, что все-таки нужно найти взаимопонимание среди Международного паралимпийского комитета и нашего паралимпийского комитета. Конечно, это очень сложно, потому что самое главное – мне кажется, не надо вставать в позицию – все, мы закрылись и давайте теперь будем к нам всех переманивать. Конечно, это не выход из ситуации. Если так дальше пойдет, то, наверное, как вы сказали, мы будем, наверное, приглашать и Китай, и Индию, и другие страны, которые смогут принять участие. Мы ж не можем все время сами с собой выступать и соревноваться. Конечно, нам нужны соперники для того, чтобы показывать хорошие результаты.

Александр:

- День добрый! Вот меня удивляет наша наивность и инфантильность такая детская, что мы всегда думаем, что, если мы себя будем хорошо вести, то нас должны почему-то пожалеть в мире. Мне кажется, уже пора привыкнуть к тому, что этого уже не будет никогда и поэтому я просто удивлен бездействию наших чиновников и даже спецслужб тех же… Ну неужели нельзя раздать какие-то элементарные значки с триколором, подготовить акцию какую-то, чтобы все спортсмены, все делегации выходили в поддержку нашей сборной? Неужели нельзя этого сделать?

Немов:

- Хорошая идея. Но, вот видите, белорусы нас поддержали. И были флэшмобы, и ребята поддерживали, я же видел такие истории, о которых сейчас говорил наш радиослушатель. Это было. Может быть, не в таком объеме, в каком хотелось бы…

Панкин:

- Вот нам пишут: «Лучше доброе свое, чем снова прогибаться». «Россия стала страной-изгоем и не надо на зеркало пенять». Вот видите, наши слушатели в массе своей говорят о том, что нужно быть жестче. А вы, напротив, говорите о том, что нам не нужно вставать в позу. А, может, и надо?

Немов:

- Ну, это надолго, понимаете. Мы опять вернемся к временам, когда будут бойкотироваться Олимпийские игры… Не знаю, мне кажется, что лучше все-таки найти компромисс и идти таким путем. Опять же, это лично мое мнение.

Панкин:

- Кстати, многие зарубежные футболисты говорят о том, что они не хотят ехать на чемпионат мира в Россию.

Немов:

- Видите, там работа тоже проводится и, как вы сказали, что мы свою работу делаем, они делают свою… Конечно, это очень печально вообще для спорта и для всего мира… Мне кажется, эти ситуации ни к чему хорошему не приведут.

Панкин:

- Вы собираетесь стать, например, спортивным чиновником?

Немов:

- Не задумывался пока над этим.

Панкин:

- А сейчас вы чем занимаетесь? Я знаю, что вы вроде как главный редактор или имеете отношение к какому-то журналу спортивному.

Немов:

- Да, я главный редактор журнала «Большой спорт», вице-президент федерации спортивной гимнастики и работы мне хватает.

Панкин:

- А еще вспоминается мне история в Афинах, когда вас засудили… Ну, присудили вам не так много баллов. Есть ли сейчас такой спортсмен, которого любят так же, как и вас, потому что я помню, что даже трибуны освистали вашего соперника и вы подходили к трибунам и успокаивали их.

Немов:

- Это не соперник был, а бригада судей, которые выставили такую маленькую оценку, которая не позволила мне зайти даже на пьедестал.

Панкин:

- То есть, засудили?

Немов:

- Мягко говоря, да. Был такой момент. Я благодарен всем людям, которые болели и переживали в то время за меня и за ту ситуацию, которая сложилась. Еще раз всем огромное спасибо. Надеюсь, что такой ситуации больше не будет, потому что спорт все-таки должен быть честным, но, к сожалению, сейчас мы видим, что у нас, видите, какая ситуация складывается и с нашими олимпийцами, и с паралимпийцами… Конечно, это неправильно. Вообще Олимпиада была создана для того, чтобы все войны прекращались и все спортсмены, которые приезжали на Олимпийские игры, показывали свою силу именно на помосте, на соревнованиях, а не где-то там с ружьем.

4-х кратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Алексей Немов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

4-х кратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Алексей Немов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Панкин:

- Я не случайно спросил вас, хотите ли вы стать спортивным чиновником. Обычно известным людям, к тому же, с хорошей фактурой предлагают в кино сняться, в антрепризах каких-то. Вам не предлагали? Есть желание?

Немов:

- Желание есть. Времени нет. Я считаю, что у каждого человека есть свое. Я мечтал стать спортсменом… вообще просто хотелось какую-то медаль завоевать…

Панкин:

- Хотелось стать четырехкратным олимпийским чемпионом…

Немов:

- Мне повезло, да, честно скажу.

Панкин:

- Вот кстати, чтобы стать чемпионом, что нужно, кроме характера?

Немов:

- Нужно, на мой взгляд, конечно, полностью и целиком отдаваться своему делу, которым ты занимаешься. И делать это от души. Чтобы с тренером, который тебя тренирует, был тандем, взаимопонимание… В общем, надо быть человеком слова… И удачу никто не отменял.

Панкин:

- Да, я про удачу хотел спросить. Что, повезло вот оно действительно играет большую роль?

Немов:

- Оно играет важную роль, потому что попасть в то время в нужное место… Оно и в спорте, и в жизни абсолютно верно.

Панкин:

- Расскажите о проекте «Легенды спорта».

Немов:

- В общем, идея была такова, что 20 лет назад – в 1996 году, в составе новейшей истории России мы выступали под российским флагом, это была моя первая Олимпиада, и мы выиграли в составе мужской сборной команды по спортивной гимнастике золотую олимпийскую медаль. И спустя 20 лет появилась идея, чтобы это дело как-то хорошо отметить вот таким событием. Тем более, после Рио наши ребята и девчонки выступили очень хорошо, удачно и мы делаем вот такой проект, в котором будет участвовать спортивная, художественная гимнастика, акробатика, батут. В этом году отмечает 30-летие акробатический рок-н-ролл. Это как бы, знаете, вот базовые гимнастические виды спорта нас объединяют и мы решили сделать вот такой проект. Выступать будет и Светлана Хоркина, и Алия Мустафина, Елена Замолодчикова, Ляйсан Утяшева, наши серебряные призеры-девчонки по спортивной гимнастике, мужчины. Также будет наша сборная по художественной гимнастике выступать, золотые наши чемпионы в команде. Это все будет в цирковых таких интересных номерах, под каждого будет подбираться костюм, музыка, свет. В общем, это будет достойное шоу.

Панкин:

- Вот как раз в комментариях пишут вам, кроме приветов и благодарностей за все, что вы сделали для нас, вопрос: «Видите ли вы, как человек, причастный к международному спорту, способ решения проблемы с нашими паралимпийцами? Можем ли мы, как страна, и каждый паралимпиец, в частности, получить реабилитацию и компенсацию в связи с запретом для нашей команды?»

Немов:

- Для этого сегодня и соревнования проводятся под Москвой. Президент же ясно дал понять, что призовые будут идентичны тем призовым, как если бы они приехали после паралимпиады из Рио. Безусловно, те результаты, которые покажут наши ребята, они будут влиять на какую-то некую компенсацию.

Панкин:

- Среди прочего спрашивают у вас – чем вы собираетесь заниматься дальше? Я так понимаю, что вы дальше собираетесь заниматься тем, чем занимаетесь сейчас?

Немов:

- Да, абсолютно верно. Если есть какие-то предложения, я готов рассмотреть.

Панкин:

- Кстати, обращение ко всем режиссерам – снимите Алексея Немова в кино… Вон, посмотрите, в Евровидении некоторые люди снимаются… А вы почему-то до сих пор никак не участвуете в этом… Плющенко взял и вместе с Биланом увез Евровидение. А вы? Чем вы хуже?

Немов:

- Что-то я да, видимо, застрял…

Панкин:

- «Алексей, с такой же спокойной, рассудительной позиции нужно было со стопхамами общаться. Удачи вам и самообладания», - пишет нам не подписавшийся слушатель. Вот что касается этой громкой истории со «стопхамами»… Напомню, что несколько месяцев назад Алексей попал в неприятную ситуацию… подошли представители «стопхама» и наклеили вот эту самую огромную наклейку, в связи с чем разгорелся скандал, потасовка… Алексей, в интернете чаще всего спрашивают, не стоите ли вы за тем, что их пытались прикрыть?

Немов:

- Нет, не стою. И стоять не буду.

Панкин:

- То есть, вам на них абсолютно все равно?

Немов:

- Да, я не хотел бы эту тему даже обсуждать.

Панкин:

- Хорошо, не будем. Михаил, здравствуйте.

Михаил:

- Здравствуйте. В свое время я видел ваше выступление в Афинах… Спасибо вам большое. Мы все вами гордимся! А у меня такой вопрос – как вы сейчас поддерживаете форму?

Немов:

- В преддверии шоу, безусловно, я хожу в гимнастический зал… а потом еду на работу. И тем самым стараюсь себя держать в физической форме. У меня нет выходных, я эти упражнения делаю ежедневно. Системно.

Панкин:

- В смысле, вы не отдыхаете от занятий вот этих?

Немов:

- Да, да. 5-7 минут я всегда уделяю своему спорту.

Панкин:

- Я слышал что-то такое, что можно, занимаясь по 5-7 минут в день, держать себя в форме. Правда, я не верю в это…

Немов:

- Вань, но я-то занимался до этого 23 года, поэтому мне хватает этого времени.

Дмитрий:

- Здравствуйте. Хотел бы передать привет Алексею и сказать огромное спасибо братьям-белорусам за поддержку наших паралимпийцев. И такой немножко, может быть, странный вопрос для вас. У меня сыну пять лет и он занимается гимнастикой. Я бы не хотел, чтобы он становился профессиональным спортсменом, если честно… Как вы считаете, во сколько лучше всего ребенка уводить из гимнастики, чтобы отправить в какой-то другой вид спорта? Или, может, посоветуете какой-то более щадящий вид спорта?

Немов:

- Я думаю, что как он в школу пойдет, вы сами решите. Я своего с пяти лет до семи… вот мы пошли в первый класс и я его буду водить в спортивную гимнастику. Для чего? Для того, чтобы он правильно и хорошо отжимался, подтягивался, бегал, прыгал, делал кувырки, сальто и был разносторонне развит. Поэтому я его отдаю не для того, чтобы он стал чемпионом… а так, для общей физической подготовки, я думаю, что это самое оно. Я имею в виду спортивную гимнастику.

Панкин:

- Алексей, вы все-таки выросли в Советском Союзе. В спорт тогда вкладывалось больше и денег, и всего остального или сейчас? Вот со спортом сейчас лучше дело обстоит или тогда?

Немов:

- Я думаю, что это разные немножко понятия. Тогда было очень много бесплатных вещей. А сегодня за все нужно платить и не каждая семья может себе это позволить.

Панкин:

- И это бьет по спорту?

Немов:

- В какой-то мере да. Но все равно много условий хороших.