Премия Рунета-2020
Хабаровск
+15°
Boom metrics
Экономика3 февраля 2016 4:28

«Зеленый свет» для мобильного сигнала

Как в Хабаровском крае развивается мобильная связь?

Фото: Игорь МИРОШНИКОВ

Существует ли информационное неравенство между городом и деревней? Какие проблемы существуют и как их можно решить? На эти вопросы «Комсомолка» попыталась найти ответы.

…до самых до окраин

Первый заместитель краевого министра информационных технологий и связи Кирилл Берман обращает внимание, что в 2012 году принята программа «Развитие информационного общества в Хабаровском крае». Правительство края взяло на себя обязательство оснастить услугами сотовой связи все населенные пункты численностью более 450 человек. В первый же год действия этой программы мобильная связь пришла в четыре населенных пункта, в 2013 - еще в 15, в 2014 - в 13 и в 2015 году - в три. На конец 2015 года без услуг проводной и сотовой связи остаются 64 населенных пункта, где проживают 1636 человек, или 0,1 % от общего числа жителей края.

Проблемой, считает Кирилл Берман, является ситуация с развитием сетей на базе наземных линий связи в северных районах края. В 2014 году, например, был реа­лизован масштабный проект по строительству волоконно-оптической линии связи для четырех населенных пунктов района имени Полины Осипенко. После этого в Хабаровском крае осталось только три муниципальных района, где наземные линии связи отсутствуют как таковые - это Аяно-Майский, Охотский и Тугуро-Чумиканский. Но и у них есть надежда на «будущее с Интернетом» - до конца 2018 года в рамках федерального проекта «Устранение цифрового неравенства» планируется оборудовать точки доступа в 56 населенных пунктах края.

Абонент временно недоступен

Можно сделать вывод, что уж в Хабаровске ни с голосовой связью, ни с мобильным Интернетом проблем нет и быть не может.

Однако в социальных сетях можно встретить жалобы хабаровчан на неустойчивую мобильную связь. Случается, человек купил квартиру в новостройке, заселяется и обнаруживает, что мобильный телефон ловит только на балконе. Или вообще нет сигнала. Или в самом центре города человек вдруг попадает в «мертвую мобильную зону».

- В Хабаровске сейчас с мобильной связью и Интернетом ситуация нормальная, - считает Андрей Сухоруков, сопредседатель регионального отделения «Деловой России» по Хабаровскому краю и ЕАО. - Но сложности еще есть.

По словам Андрея Сухорукова, в его практике не было случая, когда плохая мобильная связь помешала заключению сделки. Но вот на принятие оперативного решения - было дело. Главное, как считает он, чтобы все операторы связи действовали слаженно на одну общую цель, а не занимались дележом территорий.

Что думают по этому поводу сами операторы сотовой связи?

- Качество мобильной связи во многом определяется оптимальным размещением базовых станций на территории покрытия сети, - говорит директор по связям с общественностью Дальневосточного филиала компании «МегаФон» Антонина Пронина. - Но при ее развертывании сотовые операторы сталкиваются с проблемами. В городах это, прежде всего, трудности, связанные с бюрократическими процедурами, сопровождающими размещение оборудования на том или ином объекте, и жесткой позицией арендодателей, выставляющих завышенные расценки. В удаленных районах края развитие сети сдерживают малочисленность населения, проб­лемы с энергообеспечением базовых станций, а также ограниченность и цена спутникового ресурса.

Получается, в городах проб­лема со связью по большей части возникает из-за долгих ведомственных согласований, а также из-за руководителей управляющих компаний (УК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ), которые в силу своей «телекоммуникационной непродвинутости», по каким-то другим причинам, не пускают операторов сотовой связи в свои дома для установки оборудования.

По словам Антонины Прониной, значительно ускорить развитие телекоммуникационной инфраструктуры в регионе могут отмена разрешений на строительство антенно-мачтовых сооружений под объекты связи, упрощение процедур землеотвода, внесение изменений в СНиПы, которые обязывали бы застройщиков предусматривать в зданиях места для оборудования телекомоператоров, а также создание прозрачных критериев начисления арендной платы за размещение базовых станций на объектах жилой и нежилой застройки.

Связь - услуга социальная

В Хабаровском крае с 2015 года принятие решения о запуске операторов связи в многоквартирные дома полностью перешло к самим собственникам жилья, говорит заместитель министра ЖКХ Хабаровского края Полина Шутова:

- 27 мая 2015 года УФАС подготовило информационное письмо, которым попыталось сформировать единую практику по жалобам и спорам между собственниками и операторами связи. Письмо носит рекомендательный характер, но оно наконец-то систематизировало законодательство и практику в этой сфере, по сути, расставив все по своим местам. УФАС сделало следующие выводы. Полномочия УК, ТСЖ, ЖСК при взаимодействии с операторами связи, в том числе по вопросам допуска к общему имуществу при размещении сетей связи, могут быть утверждены только решением общего собрания собственников многоквартирного дома. При этом действия УК, ТСЖ, ЖСК при взаимодействии с операторами связи попадают под действие закона о защите конкуренции, ведь право управления домом, в том числе подготовка предложений для собственников помещений по использованию общедомового имущества, может принадлежать только одной управляющей организации.

Собственники вправе установить порядок использования операторами связи общего имущества, установить запрет операторам связи размещать на общем имуществе сети, а также разработать технические требования и стандарты размещения сетей (например, требование размещать сети в специально отведенных местах, или в специальных кабель-каналах, или в специальных коробках).

Тариф или размер оплаты за размещение сетей на общем имуществе устанавливается только общим собранием собственников дома, а не членами ТСЖ или ЖСК. Минимальный или максимальный предел не установлен, а значит, ограничений нет. Однако утвержденный тариф или размер должен быть одинаковым для всех операторов связи, и может быть дифференцирован только по видам размещаемого оборудования, месту размещения, площади размещения и тому подобному, но не по виду операторов или их финансово-экономическому положению на рынке. УК, ТСЖ, ЖСК не вправе ограничивать доступ оператора связи к своему размещенному оборудованию и сетям. Требования дополнительной платы за доступ к сетям являются незаконными.

Понятно, что получить кворум большинства собственников в многоквартирных домах по таким вопросам крайне сложно. И поиск решения этого вопроса происходит на самом высоком уровне. Так, Президент РФ Владимир Путин в конце января дал поручение Минстрою России, ФАС, Минкомсвязи и Рос­комнадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и НП «Медиа-Коммуникационный Союз» представить предложения по обеспечению недискриминационного доступа операторов связи в многоквартирные жилые дома. А в конце прошлого года экспертный совет при Правительстве РФ рекомендовал принять разработанные Минкомсвязи правила присоединения многоквартирных домов к сетям связи, которые могут сильно упростить и ускорить доступ операторов.

Что же касается размещения оборудования операторов связи на ведомственных и муниципальных объектах, владельцы этих зданий вроде бы и не против, ведь это стабильный источник пополнения местных и региональных бюджетов. Но существуют бюрократические процедуры, из-за которых сегодня возможность захода на муниципальные объекты оператор рассматривает далеко не в первую очередь из-за сложностей с согласованием договора аренды. Решить эту проблему можно, упрос­тив порядок предоставления в аренду площадей на объектах, принадлежащих муниципалитетам и регионам для размещения объектов связи, и установив экономически обоснованные тарифные ставки арендных платежей.

Нередко арендодатель, запустив оператора на свой объект, начинает повышать арендную плату сверх разумных пределов. В качестве обоснования роста ставок арендной платы называются увеличение стоимости электроэнергии, рост коммунальных платежей, увеличение стоимости вывоза бытовых отходов. Порой же повышение ставок происходит и вовсе без объяснения причин.

Между тем сеть у операторов растет, увеличиваются расходы на аренду площадок под базовые станции. И с объектов, ставших дорогими, операторам приходится убирать оборудование. Это также отрицательно сказывается на качестве покрытия той или иной территории.

Возможно, в этом случае стоило бы вспомнить практику установления в торговле рекомендованных розничных цен на социально значимые продукты и рассмотреть возможность установления аналогичных рекомендаций по арендным ставкам для телекомоператоров, с прозрачными критериями ценообразования. Ведь связь имеет важное социальное значение.