Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+8°
Boom metrics
Общество11 мая 2018 7:41

Блеф и саботаж: почему российские моряки на полгода застряли в Эмиратах

«Комсомолка» узнала всю подноготную нашумевшей истории вокруг экипажа арестованного танкера Crystal East [фото]
Действия нынешнего судовладельца танкера больше похожи на саботаж. Фото: shipspotting.com

Действия нынешнего судовладельца танкера больше похожи на саботаж. Фото: shipspotting.com

Почти шесть месяцев 13 российских моряков находятся в Объединенных Арабских Эмиратах без возможности выбраться на родину. Речь идет об экипажах танкеров «Кристал Ист» и «Каролина Винд». Их арестовали за долги в порту Шарджа летом 2017 года.

C «Каролиной» нет устойчивой связи, поэтому основной поток новостей по ситуации касается именно Crystal East. Однако проблемы на обоих судах идентичны.

В декабре на танкеры прибыли сменные экипажи, которые сразу же оказались в ловушке. У моряков нет ни паспортов, ни денег, припасы и лекарства заканчиваются. За прошедшие месяцы ситуация не сдвинулась ни на йоту. Морякам не помогло даже вмешательство российских чиновников и дипломатов. Надо сказать, что сейчас вопросов больше, чем ответов. Корреспондент «КП» попытался детально разобраться в ситуации.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

Вышеозначенные танкеры, принадлежащие компании «Находка-Портбункер» из Приморья, с прошлого года стоят в арабском порту Шарджа. Судовладельца признали банкротом еще летом 2017-го: он задолжал «Газпромбанку» 14 миллионов долларов. В декабре, после вмешательства приморских властей и лично врио губернатора Андрея Тарасенко, экипаж судна удалось вернуть на родину. В обратном направлении для поддержания судна на плаву на свой страх и риск отправились моряки сменного экипажа. Они также угодили в ловушку: береговая охрана забрала у них загранпаспорта. Теперь моряки даже чисто теоретически не могут покинуть пределы иностранного государства.

Два важных «почему»

Прежде всего, нужно понять, почему танкеры «Кристал Ист» и «Каролина Винд» вообще арестовали в ОАЭ. Напомним, суда принадлежат приморской компании «Находка-Портбункер». Арестовать их потребовал «Газпромбанк». На первый взгляд ситуация странная: зачем отечественной компании арестовывать российское же судно где-то там, за четыре моря? Ответ довольно прост. Дело в том, что помимо банка «Находка-Портбункер» задолжала нескольким другим компаниям – в том числе, своему агенту. Из-за этого на оба танкера наложили арест еще до скандала в ОАЭ.

Это вызывало резонные опасения у «Газпромбанка»: суда могли продать за долги другим кредиторам, и банкиры ничего бы не получили. А им судовладелец должен, на минуточку, 14 миллионов долларов. Терять свои деньги не хочется никому, и банку пришлось требовать ареста судна.

Порт Шарджа. Фото: Khaleej Times

Порт Шарджа. Фото: Khaleej Times

Второй момент, который вызывает недоумение: почему уже второй экипаж танкеров вынужден находиться, по большому счету, в заточении? Любой эксперт скажет, что проблему с моряками можно решить за месяц. Найти местную агентскую компанию, заключить с ней договор – и сменить экипаж на иностранцев. Здесь-то и кроется корень проблемы.

О подробностях происходящего «Комсомольской правде» рассказал осведомленный источник, детально знакомый с ситуацией. По его словам, одним из основных виновников кризиса является судовладелец – Вячеслав Цой.

– У компании «Находка-Портбункер» сейчас есть конкурсный управляющий – Владислав Нуриев из Нефтеюганска. Он банкротит предприятие. Однако «рулит» репатриацией прежний судовладелец. Решать проблему с возвращением экипажа, с его снабжением должен он. Понятное дело, за счет предприятия. Однако Цой тратить деньги не хочет, постоянно придумывает различные оправдания. При этом морякам он говорит одно, прессе – другое, «Газпромбанку» – третье. Поэтому, собственно, проблема настолько затянулась. Всё это напоминает сознательный саботаж, - рассказал собеседник «КП».

Источник добавил, что судовладелец уже многие месяцы пишет во всевозможные инстанции различные жалобы и заявления. Дескать, там ему мешают, в другом месте запрещают или незаконно ограничивают. Самому Цою якобы выгодно держать ситуацию на грани, так как всё это время ему не грозит никакая ответственность. Да и затрат он не несет.

«Вот мы и поверили»

Показательной может быть как раз ситуация с госпитализацией моряков. В конце прошлой недели Вячеслав Цой заявил: уже 6 мая больных моряков с «Кристал Ист» положат в больницу. Этого так и не произошло; более того, на деле никакой госпитализации моряков не планировалось. Вот что рассказал корреспонденту «Комсомолки» капитан судна Владимир Банаков:

– Нам сказали, что, в принципе, нас готовы принять в больнице. Однако, дескать, уже 10 мая прибудет сменный экипаж, а мы отправимся домой. Те же, кто в стационаре, останутся в Эмиратах до выздоровления. Логично ведь? Вот мы и поверили. Назначенный день наступил, и оказалось, что вопрос с репатриацией до сих пор не решен.

Дату, по видимости, взяли «с потолка»: на сегодняшний день компания «Находка-Портбункер» не заключила договор ни с одной агентской компанией.

Дальнейшая судьба экипажа "Crystal East" все еще туманна. Фото: seablue.ru

Дальнейшая судьба экипажа "Crystal East" все еще туманна. Фото: seablue.ru

В то же время, Вячеслав Цой отправил жалобу в «Газпромбанк», в которой, по сути, переложил ответственность за все происходящее на финансистов. Он потребовал от банкиров «оказания помощи» в госпитализации моряков (понятное дело, деньгами).

Сейчас на танкере Crystal East находятся четыре больных моряка. у второго помощника капитана, вахтенного моториста и электромеханика из-за невыносимой жары начались проблемы с сердцем. Повариха жалуется на боли в желудке.

Вахтенный помощник капитана Александр Рябченко. Из-за прооблем с сердцем его пришлось откачивать с капельницей. Фото прислано экипажем

Вахтенный помощник капитана Александр Рябченко. Из-за прооблем с сердцем его пришлось откачивать с капельницей. Фото прислано экипажем

На «Каролине Винд» двое больных: повар и электромеханик. Они жалуются на повышенное давление. Ситуация на судне обострилась 6 мая, когда там произошел пожар: на танкере вспыхнул генератор. От огня также пострадала дежурная шлюпка. О самом ЧП своим кредиторам в официальном письме сообщил Вячеслав Цой. У редакции есть копия данного документа.

Блефуют все

Стоит отметить: моряки, прибывшие на Crystal East, практически сразу оказались в ловушке. Сейчас ситуация значительно ухудшилась. О том, как развивались события на судне, «Комсомолке» рассказал капитан танкера Crystal East Владимир Банаков.

– Контракты мы заключили в ноябре 2017 года, большая часть – с Вячеславом Цоем. Несколько человек ударили по рукам с конкурсным управляющим Нуриевым. Цой нас заверил, что никаких проблем с топливом, водой, едой у нас не будет. Мол, в Эмиратах у него есть партнерская компания, которая уже в марте выкупит судно. В апреле-мае танкер отремонтируют, и в июне, после смены флага, «Кристал Ист» снова поднимет якорь, – рассказывает моряк.

Электромеханик Григорий Кривчук. Фото предоставлено экипажем

Электромеханик Григорий Кривчук. Фото предоставлено экипажем

На судне семеро моряков (пять приморцев, красноярец и якутянин) оказались 30 ноября. Через три дня закончились запасы воды, затем дизельное топливо. Только 10 декабря на танкер завезли 100 тонн воды. 30 декабря морякам доставили продукты и газовую плиту с баллоном газа – до этого момента экипаж готовил еду как придется. Зимой начались первые задержки зарплаты. В марте экипаж впервые получил жалованье за три месяца. После этого выплаты прекратились. По словам судовладельца, экипаж увидит деньги только после продажи судна. Все эти злоключения Владимир Банаков описал в официальной пояснительной записке.

Фрагмент пояснительной записки

Фрагмент пояснительной записки

Из всей этой истории видно, что судовладелец с самого начала блефовал. Никакой партнерской компании у Вячеслава Цоя, само собой, не было – да и всего остального тоже. Все обещания оказались своеобразной «предвыборной программой», про которые, как известно, после победы можно забыть.

Уйти до разбора полетов

Впрочем, можно сказать одно: вся эта история должна скоро закончится. Для «Находки-Портбункера» уже нашли иностранную агентскую компанию – Fairdeal Marine Services LLC. Как рассказал редакции осведомленный источник, агента подыскал «Газпромбанк». Представители кредитора, по идее, не должны этим заниматься – но иного выхода у них не было. В противном случае история с танкерами тянулась бы еще дольше. Если не будет никаких заминок, в течение месяца российские экипажи на арестованных судах сменят иностранцы.

Кроме того, с помощью банка к ситуации на танкере «Кристал Ист» привлекли общественную христианскую организацию «Mission to Seafarers». В ближайшее время миссионеры должны поставить на судно продукты и лекарства.

Фрагмент одного из писем капитана судна "Кристал Ист"

Фрагмент одного из писем капитана судна "Кристал Ист"

После завершения всей этой истории, очевидно, начнется разбор полетов. Компетентные органы начнут выяснять кто, как и почему подставил моряков. Вероятно, именно с этим связано желание нынешнего конкурсного управляющего Владислава Нуриева «соскочить». Месяц назад он попросил отстранить его от обязанностей – понятное дело, в судебном порядке. 8 мая его заявление приняли к рассмотрению. В начале июня Арбитражный суд Приморского края рассмотрит заявление Нуриева по существу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«С припасами тяжело!» Моряки с российского судна Crystal East рассказали о заточении в Эмиратах

50 градусов за бортом, дефицит лекарств: приморских моряков, застрявших в Эмиратах, не спешат выручать

Моряки из Приморья, застрявшие в Эмиратах, подали сигнал SOS