Действия нынешнего судовладельца танкера больше похожи на саботаж. Фото: shipspotting.com
Почти шесть месяцев 13 российских моряков находятся в Объединенных Арабских Эмиратах без возможности выбраться на родину. Речь идет об экипажах танкеров «Кристал Ист» и «Каролина Винд». Их арестовали за долги в порту Шарджа летом 2017 года.
C «Каролиной» нет устойчивой связи, поэтому основной поток новостей по ситуации касается именно Crystal East. Однако проблемы на обоих судах идентичны.
В декабре на танкеры прибыли сменные экипажи, которые сразу же оказались в ловушке. У моряков нет ни паспортов, ни денег, припасы и лекарства заканчиваются. За прошедшие месяцы ситуация не сдвинулась ни на йоту. Морякам не помогло даже вмешательство российских чиновников и дипломатов. Надо сказать, что сейчас вопросов больше, чем ответов. Корреспондент «КП» попытался детально разобраться в ситуации.
ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Вышеозначенные танкеры, принадлежащие компании «Находка-Портбункер» из Приморья, с прошлого года стоят в арабском порту Шарджа. Судовладельца признали банкротом еще летом 2017-го: он задолжал «Газпромбанку» 14 миллионов долларов. В декабре, после вмешательства приморских властей и лично врио губернатора Андрея Тарасенко, экипаж судна удалось вернуть на родину. В обратном направлении для поддержания судна на плаву на свой страх и риск отправились моряки сменного экипажа. Они также угодили в ловушку: береговая охрана забрала у них загранпаспорта. Теперь моряки даже чисто теоретически не могут покинуть пределы иностранного государства.
Два важных «почему»
Прежде всего, нужно понять, почему танкеры «Кристал Ист» и «Каролина Винд» вообще арестовали в ОАЭ. Напомним, суда принадлежат приморской компании «Находка-Портбункер». Арестовать их потребовал «Газпромбанк». На первый взгляд ситуация странная: зачем отечественной компании арестовывать российское же судно где-то там, за четыре моря? Ответ довольно прост. Дело в том, что помимо банка «Находка-Портбункер» задолжала нескольким другим компаниям – в том числе, своему агенту. Из-за этого на оба танкера наложили арест еще до скандала в ОАЭ.
Это вызывало резонные опасения у «Газпромбанка»: суда могли продать за долги другим кредиторам, и банкиры ничего бы не получили. А им судовладелец должен, на минуточку, 14 миллионов долларов. Терять свои деньги не хочется никому, и банку пришлось требовать ареста судна.
Порт Шарджа. Фото: Khaleej Times
Второй момент, который вызывает недоумение: почему уже второй экипаж танкеров вынужден находиться, по большому счету, в заточении? Любой эксперт скажет, что проблему с моряками можно решить за месяц. Найти местную агентскую компанию, заключить с ней договор – и сменить экипаж на иностранцев. Здесь-то и кроется корень проблемы.
О подробностях происходящего «Комсомольской правде» рассказал осведомленный источник, детально знакомый с ситуацией. По его словам, одним из основных виновников кризиса является судовладелец – Вячеслав Цой.
– У компании «Находка-Портбункер» сейчас есть конкурсный управляющий – Владислав Нуриев из Нефтеюганска. Он банкротит предприятие. Однако «рулит» репатриацией прежний судовладелец. Решать проблему с возвращением экипажа, с его снабжением должен он. Понятное дело, за счет предприятия. Однако Цой тратить деньги не хочет, постоянно придумывает различные оправдания. При этом морякам он говорит одно, прессе – другое, «Газпромбанку» – третье. Поэтому, собственно, проблема настолько затянулась. Всё это напоминает сознательный саботаж, - рассказал собеседник «КП».
Источник добавил, что судовладелец уже многие месяцы пишет во всевозможные инстанции различные жалобы и заявления. Дескать, там ему мешают, в другом месте запрещают или незаконно ограничивают. Самому Цою якобы выгодно держать ситуацию на грани, так как всё это время ему не грозит никакая ответственность. Да и затрат он не несет.
«Вот мы и поверили»
Показательной может быть как раз ситуация с госпитализацией моряков. В конце прошлой недели Вячеслав Цой заявил: уже 6 мая больных моряков с «Кристал Ист» положат в больницу. Этого так и не произошло; более того, на деле никакой госпитализации моряков не планировалось. Вот что рассказал корреспонденту «Комсомолки» капитан судна Владимир Банаков:
– Нам сказали, что, в принципе, нас готовы принять в больнице. Однако, дескать, уже 10 мая прибудет сменный экипаж, а мы отправимся домой. Те же, кто в стационаре, останутся в Эмиратах до выздоровления. Логично ведь? Вот мы и поверили. Назначенный день наступил, и оказалось, что вопрос с репатриацией до сих пор не решен.
Дату, по видимости, взяли «с потолка»: на сегодняшний день компания «Находка-Портбункер» не заключила договор ни с одной агентской компанией.
Дальнейшая судьба экипажа "Crystal East" все еще туманна. Фото: seablue.ru
В то же время, Вячеслав Цой отправил жалобу в «Газпромбанк», в которой, по сути, переложил ответственность за все происходящее на финансистов. Он потребовал от банкиров «оказания помощи» в госпитализации моряков (понятное дело, деньгами).
Сейчас на танкере Crystal East находятся четыре больных моряка. у второго помощника капитана, вахтенного моториста и электромеханика из-за невыносимой жары начались проблемы с сердцем. Повариха жалуется на боли в желудке.
Вахтенный помощник капитана Александр Рябченко. Из-за прооблем с сердцем его пришлось откачивать с капельницей. Фото прислано экипажем
На «Каролине Винд» двое больных: повар и электромеханик. Они жалуются на повышенное давление. Ситуация на судне обострилась 6 мая, когда там произошел пожар: на танкере вспыхнул генератор. От огня также пострадала дежурная шлюпка. О самом ЧП своим кредиторам в официальном письме сообщил Вячеслав Цой. У редакции есть копия данного документа.
Блефуют все
Стоит отметить: моряки, прибывшие на Crystal East, практически сразу оказались в ловушке. Сейчас ситуация значительно ухудшилась. О том, как развивались события на судне, «Комсомолке» рассказал капитан танкера Crystal East Владимир Банаков.
– Контракты мы заключили в ноябре 2017 года, большая часть – с Вячеславом Цоем. Несколько человек ударили по рукам с конкурсным управляющим Нуриевым. Цой нас заверил, что никаких проблем с топливом, водой, едой у нас не будет. Мол, в Эмиратах у него есть партнерская компания, которая уже в марте выкупит судно. В апреле-мае танкер отремонтируют, и в июне, после смены флага, «Кристал Ист» снова поднимет якорь, – рассказывает моряк.
Электромеханик Григорий Кривчук. Фото предоставлено экипажем
На судне семеро моряков (пять приморцев, красноярец и якутянин) оказались 30 ноября. Через три дня закончились запасы воды, затем дизельное топливо. Только 10 декабря на танкер завезли 100 тонн воды. 30 декабря морякам доставили продукты и газовую плиту с баллоном газа – до этого момента экипаж готовил еду как придется. Зимой начались первые задержки зарплаты. В марте экипаж впервые получил жалованье за три месяца. После этого выплаты прекратились. По словам судовладельца, экипаж увидит деньги только после продажи судна. Все эти злоключения Владимир Банаков описал в официальной пояснительной записке.
Фрагмент пояснительной записки
Из всей этой истории видно, что судовладелец с самого начала блефовал. Никакой партнерской компании у Вячеслава Цоя, само собой, не было – да и всего остального тоже. Все обещания оказались своеобразной «предвыборной программой», про которые, как известно, после победы можно забыть.
Уйти до разбора полетов
Впрочем, можно сказать одно: вся эта история должна скоро закончится. Для «Находки-Портбункера» уже нашли иностранную агентскую компанию – Fairdeal Marine Services LLC. Как рассказал редакции осведомленный источник, агента подыскал «Газпромбанк». Представители кредитора, по идее, не должны этим заниматься – но иного выхода у них не было. В противном случае история с танкерами тянулась бы еще дольше. Если не будет никаких заминок, в течение месяца российские экипажи на арестованных судах сменят иностранцы.
Кроме того, с помощью банка к ситуации на танкере «Кристал Ист» привлекли общественную христианскую организацию «Mission to Seafarers». В ближайшее время миссионеры должны поставить на судно продукты и лекарства.
Фрагмент одного из писем капитана судна "Кристал Ист"
После завершения всей этой истории, очевидно, начнется разбор полетов. Компетентные органы начнут выяснять кто, как и почему подставил моряков. Вероятно, именно с этим связано желание нынешнего конкурсного управляющего Владислава Нуриева «соскочить». Месяц назад он попросил отстранить его от обязанностей – понятное дело, в судебном порядке. 8 мая его заявление приняли к рассмотрению. В начале июня Арбитражный суд Приморского края рассмотрит заявление Нуриева по существу.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«С припасами тяжело!» Моряки с российского судна Crystal East рассказали о заточении в Эмиратах
Моряки из Приморья, застрявшие в Эмиратах, подали сигнал SOS