30-летняя Маргарита Левчук - одна из самых ярких и известных оперных певиц в Беларуси, которая при этом ломает все стереотипы в отношении оперных див.
Фото: Святослав ЗОРКИЙ
Она прекрасно себя чувствует и в роскошных платьях именитых дизайнеров на сцене ведущих европейских оперных театров, где выступает как приглашенная солистка, и в образе энергичной деревенской блогерши Бабы Рыты - ее Маргарита создала во время пандемии коронавируса в изоляции в родной деревне Страдечь Брестской области… Кажется, что Маргарита - баловень судьбы: обычная девчонка из маленькой деревни стала солисткой Большого театра в столице, путешествует по миру с гастролями и собирает награды международных конкурсов. В интервью «Комсомолке» Маргарита Левчук рассказала о том, как преодолевала комплексы провинциалки, почему решилась на фотосессию в стиле ню и как изменилась ее жизнь, когда в марте этого года она внезапно ушла из Большого театра.
«Старалась оживить наш театр, но у нас система непробиваемая»
- Маргарита, в марте вы неожиданно для ваших поклонников ушли из Большого театра. Что стало причиной?
- У меня всегда были непростые отношения с руководством… Думаю, во многих подходах Большой театр застыл в представлении об опере на уровне Советского Союза. Возможно, я бы считала, что в нашем театре все идеально, если бы все время была в Минске и не выезжала за границу. Но так как я побывала во многих странах, посмотрела, что происходит в театрах, в оперной жизни, то поняла, как сильно все отличается. Там круто! Мне захотелось оживить наш театр, я все четыре года, что была солисткой в Большом, старалась сделать что-то новое. Но у нас система непробиваемая. Мне было сложно бороться с ней, и я решила уйти. Не хочу озвучивать конкретные причины, но они есть.
Маргарита обладает гибким и мелодичным сопрано. Фото: личный архив.
- Вы уходили, зная, что ваш рабочий график расписан до февраля 2021-го, но как раз в марте закрылись все границы и все планы отменились…
- Когда уходила из театра, еще не понимала, что будет происходить. Но я себе говорю: все, что ни делается, - к лучшему. Это было осознанное решение, которое я принимала не один день… Причем планы были не только в отношении театра - я собиралась покупать наконец-то квартиру в столице, верила, что после гастролей соберу недостающую сумму, что у меня будет минская прописка… А тут все в один момент рухнуло! Но я всегда себе говорила: «Марго, живи одним днем и наслаждайся. Максимум думай о завтрашнем».
Маргарита исполняла партию Царицы ночи в оперы "Волшебная флейта" Моцарта в Большом театре. Маргарита Левчук востребована как артистка не только в Беларуси.
- Но вы не скучали в самоизоляции в родной деревне, а начали снимать влоги для YouTube про Бабу Рыту - простую женщину, которая и в огонь, и в воду, как говорится. Как она появилась?
- 16 апреля на мое 30-летие. В этот день я должна была отмечать день рождения в Минске в ресторане, но из-за коронавируса все отменилось. Я поехала в самоизоляцию в деревню к родителям. Мы праздновали, и я говорю: «В этот день я должна была быть такой гламурной дивой… А давайте, я буду деревенской дивой». Так и получилась Баба Рыта - мое alter ego (смеется). Теперь Бабой Рытой занимается вся моя семья: мама, папа, брат. Все в восторге! Родители, конечно, рады, что мы с братом столько времени проводим дома. Еще мы запустили трэвел-шоу на моем канале в YouTube. Пилот снимали в Бресте, а после его выхода люди стали писать, чтобы я приехала в их город. Мы подумали: а почему бы не продолжить? Пока это не приносит дохода, мне просто нравится это делать для своей публики в YouTube и Инстаграме, тем более есть свободное время. Когда возобновятся гастроли, буду работать.
Она прекрасно себя чувствует и в роскошных платьях именитых дизайнеров...Фото: личный архив.
Так и в образе энергичной деревенской блогерши Бабы Рыты - ее Маргарита создала во время пандемии коронавируса в изоляции в родной деревне Страдечь Брестской области…Фото: личный архив.
«Поначалу был у меня комплекс деревенского человека - старалась не высовываться»
- Ваша история успеха вдохновляет: родились и выросли в деревне, а сейчас вас зовут выступать в ведущие театры. Приходилось ли вам в начале карьеры сталкиваться с пренебрежением в свой адрес?
- Поначалу был у меня комплекс деревенского человека - старалась сидеть и не высовываться, думала, что городские лучше все знают. Но со временем поняла, что даже где-то талантливее, чем те, кто делает пальцы веером. Конечно, приходилось сталкиваться с несправедливостью. Ты знаешь, что ты можешь лучше, а тебе говорят: это твой потолок, деточка! Но это хорошая мотивация: благодарна всем людям, которые говорили мне, что я не смогу, что напрасно приехала. Однажды заведующая кафедры в Академии музыки сказала мне: «Ты не «пробьешь» оркестр!» Ах, я не «пробью» оркестр?! Вот увидите! (Смеется.)
Экспрессия Маргариты Левчук впечатляет всех поклонников оперы. Фото: личный архив.
- Вы не производите впечатления человека, который «сидит и не высовывается»…
- Дело в том, что моим родителям всю жизнь говорили «не высовывайся». Папа хотел построить военную карьеру в Украине, но остался в деревне работать в колхозе. Мама мечтала стать журналистом, но работает медиком. Думаю, когда они увидели, что у меня есть вокальные данные, решили: «Хватит не высовываться, мы хотим для своего ребенка лучшего. У нас не получилось, может, у нее получится». Поэтому они отдали меня в музыкальную школу и возили на занятия в райцентр, не имея машины. Да что машина - у нас даже на продукты порой не было: зарплату в колхозе выдавали сеном и молоком. Мы жили на картошке, которую сами посадили, на кабане, которого держали… И если я получала двойку по математике, папа говорил: «Учись, иначе придется работать в колхозе дояркой!» И я сидела и упорно училась. Хотя в детстве любила играть в доярку - это была престижная профессия в деревне, доярки много получали.
Думаю, на мой характер повлияли бабушка и дедушка. Моей бабушке 86 лет, она дедушку два года назад похоронила, но всегда сохраняет позитив. Когда спрашиваю, как у нее дела, отвечает: «Як у старых - усе добрэ!» Моего дедушку уважали в деревне: он был пробивной, строгий, даже где-то эгоистичный, особо никого не любил, но меня обожал! Потому что я родилась и выросла в его доме, была с ним постоянно. Даже после его ухода чувствую, что он дает мне энергию и охраняет…
Маргарита Левчук востребована как артистка не только в Беларуси. Фото: личный архив.
- Как-то в интервью вы говорили, что деньги у вас не заканчиваются. Сейчас мир изменился, как оказалось, искусство во время пандемии никому не нужно, артисты сидят без работы. Вам приходится жить на сбережения или поменяли подход к тратам?
- Деньги у меня и сейчас не заканчиваются, но части квартиры уже нет (смеется). Живу на те деньги, что откладывала на покупку квартиры. Подход к тратам, думаю, изменила. Вот недавно папа подстриг мне волосы - сэкономила на парикмахере, сама делаю маникюр, педикюр. Стараюсь ничего себе не покупать. Не скажу, что я и раньше была большим шопоголиком. Да, у меня много платьев, но это все для концертов. Не трачу деньги на косметические процедуры - пока не вижу в этом необходимости. Тушь у меня белорусская, за 4 рубля. Мне и так хорошо, меня и так любят.
Маргарита всегда отличалась от своих коллег по сцене.
«Раньше была далека от политики, но сейчас меня ранит несправедливость»
- Маргарита, вы, как и многие публичные люди, высказались с критикой в соцсетях по поводу задержаний покупателей магазина сувениров и подарков symbal.by в Минске, когда людей из очереди без причины задерживал ОМОН. Из-за своей критической оценки Дмитрий Кохно, например, больше не будет вести «Удачу в придачу», Денис Дудинский - «Славянский базар» в Витебске. Заявление о своей позиции на вас как-то отразилось?
- Да, я лишилась выступления на одном корпоративном мероприятии белорусского госпредприятия-гиганта… Но я оптимист и уверена, что не останусь без работы. Раньше я была далека от политики, но сейчас меня ранит несправедливость. Осознала, что люблю Беларусь, белорусов и всей душой с ними. И мне бы не хотелось уезжать, разве что поступит предложение по работе… Когда-то Мария Гулегина убегала из нашего театра, потому что ее затравили, а через 30 лет приехала из США и дала концерт. Ее жизнь - и творческая, и личная - сложилась прекрасно!
- Оперные певицы обычно сдержанны, с неким налетом недосягаемости, они строго следят за репутацией. Вы же рвете все шаблоны: снялись обнаженной для журнала «Большой», исполняете эстрадные песни, да и ваша Баба Рыта - полная противоположность оперной диве…
- Это их право, а мое право быть такой, как мне хочется. Почему оперная певица не может сняться в стиле ню? Для меня это будут прекрасные воспоминания, когда я стану бабушкой (смеется). Мужчины-коллеги меня поддержали, а женщинам просто завидно и они не могут на это решиться. Не скажу, что мне сразу было комфортно сниматься обнаженной, но потом я раскрепостилась. Вокруг - масса зажатых людей, это, увы, свойственно белорусам, ну а я свободная.
Или мне говорят: «Как ты, оперная певица, спела эстрадную песню?» Так если через эстраду и ту же Бабу Рыту люди узнают, что я оперная певица и им станет интересна опера, разве это плохо? Я несу оперу в массы!
Влоги про Бабу Рыту снимают всей семьей. Фото: личный архив.
- Еще один стереотип, который вы развенчиваете, - о том, что оперные дивы должны быть в теле для силы голоса. Вы же стройны, как кипарис!
- По поводу стереотипа о весе, думаю, во всем виновата Монсеррат Кабалье. Она спела «Барселону» с Фредди Меркьюри - и весь мир узнал, кто такая Монсеррат Кабалье. Она великая певица, гордость оперы, но все решили, что оперные певицы должны быть в теле. Но те же знаменитые певицы Мария Каллас и Анна Моффо никогда не имели лишнего веса. Конечно, у оперного певца должны быть физические силы для того, чтобы петь. Но мы тренируем свои связки так же, как спортсмены накачивают мышцы в тренажерных залах. И, кстати, полных оперных певиц сейчас никуда не возьмут - возьмут красотку, которая будет хуже петь, но выглядеть как юная Джульетта. Мне повезло, я стройная от природы, при этом люблю мясо и ем булочки. Моя бабушка говорит: «Булки й-и-ж - и мигом», - переходит на деревенскую лексику Маргарита и смеется.
- В 21 год вы вышли замуж, брак продлился всего два года… Сейчас, судя по соцсетям, где вы пишете про завтрак от любимого, вы в отношениях. Изменилось ли отношение к семейной жизни после развода?
- Я сняла розовые очки. В 21 год ты мечтаешь, что все будет прекрасно: стараешься быть хорошей хозяйкой, мечтаешь о детях, забываешь о себе. Сейчас понимаю, что в те годы сама еще была ребенком... У меня все родные спрашивают: «Когда замуж?» А я отвечаю: «Вы лучше спросите, счастлива ли я?» Я выбираю жизнь, где я активная женщина, где я решаю - хочу ли замуж, хочу ли я детей… А всем любопытным отвечаю: «Свой совет себе сам посоветуй!»
Маргарита любит пробовать себя в разных образах. Фото: Максим ШУМИЛИН.
После фотосессии в стиле ню мужчины-коллеги поддержали Маргариту, а "женщинам просто завидно". Фото: Максим ШУМИЛИН.