Премия Рунета-2020
Якутия
-2°
Boom metrics
Происшествия4 июля 2022 13:50

«Ел «дошираки» и знал, что меня рано или поздно найдут»

Единственный уцелевший при крушении самолета пассажир одиннадцать дней выживал в тайге в ожидании помощи.
Фото: Восточное МСУТ СК России

Фото: Восточное МСУТ СК России

Бесследное исчезновение

Самолет Ан-2, летевший из Якутска на площадку «Вертикальное» Кобяйского района, пропал с радаров 21 июня. На борту было два члена экипажа и пассажир - сотрудник промышленной компании ЗАО «Прогноз» Павел Кривошапкин, сопровождающий тонну груза для месторождения (продукты, инструменты для вахтовых рабочих).

Как только диспетчеры забили тревогу, на поиски вылетели спасатели. День, второй, третий самолет и вертолет кружили в небе, но не могли отыскать ни следа. Казалось бы, Ан-2 шел по точному маршруту, не мог же он настолько отклониться, чтобы оказаться совсем в другом месте? Уже позже выяснится, что спасатели кружили в том районе, но не заметили обломков.

– Обывателю кажется, что сверху не сложно заметить воздушное судно. –объясняет источник «КП» из спасательного отряда. - Но не забывайте, это не большой пассажирский лайнер, а относительно небольшой самолет (длина Ан-2 - 12,4 м, высота - 5,35 м – прим.ред). И главное, есть специфика местности. Это горы, и все дни стоял густой туман, низкая облачность, это осложняло поиски. А главное - у самолета по какой-то причине при падении не сработали сигнальные маячки (возможно, их и не было), поэтому искать приходилось почти на ощупь.

Шла вторая неделя безуспешных поисков. Надеяться на чудо уже не приходилось. Родственники шли на все – даже подключили известную в районе шаманку, которая заявила: «Все они живы и ждут спасения».

Провидица и карту от руки нарисовала. Неясно, приняли ли эту информацию всерьез в МЧС, но после предсказания шаманки поиски продлились еще пять дней. Забегая вперед, ее карта оказалась неверна. А вот относительно выживших - отчасти, но угадала...

Фото: Якутия.Инфо

Фото: Якутия.Инфо

«Не надо печенья, дайте закурить»

Спустя 11 дней спасатели с воздуха смогли найти обломки на склоне горы примерно в 50 километрах от пункта назначения – до «Вертикальной» оставалось лететь около получаса. Ан-2 врезался в склон из-за густого тумана.

Фото: Восточное МСУТ СК России

Фото: Восточное МСУТ СК России

– Спасатели пошли к месту катастрофы, доложили оттуда экипажу вертолета, что все сгорело, очевидно, что люди погибли. Нам оставалось только доложить об этом руководству, чтобы дальше уже этим вопросом занимались другие службы, - рассказал экипаж «Полярных авиалиний», участвующий в поисках.

Фото: Восточное МСУТ СК России

Фото: Восточное МСУТ СК России

Судя по всему, пожар начался после падения. Обломки выгорели, а вместе с ними сгорели командир Евгений Белицкий и второй пилот Владимир Мосейкин. Но где третий? Скорее всего, тоже остался в сгоревшем салоне. По регламенту, обнаруживший обломки экипаж мог улетать – его миссия на этом закончилась. Но командир, Александр Евсеев вспомнил, что здесь, на озере, есть несколько охотничьих избушек.

- Давайте сделаем пару кругов, - принял решение и сообщил его экипажу.

И вот - одна из избушек, рядом с ней движется что-то ярко-оранжевое. Чуть спустились и увидели человека, размахивающего чем-то оранжевым на палке. Это и был пассажир Павел Кривошапкин.

- Приземлились неподалеку от избушки, а он идет на встречу. Мы предложили чай, кофе, печенье. А он сначала от всего отказался. Говорит – «дайте закурить» -смеются летчики.

Фото: телеграм-канал Айсена Николаева

Фото: телеграм-канал Айсена Николаева

Лапша на воде из озера

Скажем сразу - все детали катастрофы и чудесного спасения мы пока рассказать не сможем - следователи только изучают обстоятельства, а Кривошапкин лежит в больнице, ему не до интервью.

По рассказам спасателей, Павел почти не помнит момента падения: полет, туман, резкий удар и темнота, дальше он потерял сознание.

- Когда очнулся - салон был весь в дыму, но я видел, где дверь. - Не было ни боли, ничего, мне показалось, руки-ноги целы, я мог двигаться. Дергал дверь, она была помята и не открывалась, но потом мне как-то удалось ее открыть. Выполз, оказался сразу на земле. Самолет горел, я стал отползать.

Руки и ноги оказались целы. Врачи потом диагностируют закрытый перелом нескольких ребер, сотрясение мозга. Идти было сложно, но желание выжить было сильнее.

На некотором расстоянии от места падения Павел увидел озеро и избушку возле него (такие местные жители ставят в уединенных местах, куда выезжают поохотиться и порыбачить). Пробирался по лесу, как, помнит он это плохо. Но все же добрался. Внутри было несколько пачек «дошираков» - именно ими Павел и питался все это время. К сгоревшему самолету он не возвращался - не хватило бы сил, да и вряд ли там что-то могло остаться после пожара. Спасало, что избушки прямо на берегу озера - есть питьевая вода, это главное. В ней разбухала лапша, - развести огонь было нечем. Он не помнит, сколько лапши в день съедал.

- Честно говоря, особого аппетита у меня просто не было, - рассказывает он. – Постоянно болела голова, в груди. Поэтому хватало той лапши, главное, была вода из озера. Ел, и лежал, ждал, когда придет помощь.

Он приготовился, чтобы подать сигнал. Тот самый жилет примотал к палке с самого первого дня, и держал под рукой. Слышал шум пролетающих вертолетов, понимал, что ищут (но его не видели из-за тумана). Надеялся, что все равно увидят, рано или поздно. Из обрывков жилетов сделал «флажки», расставил вокруг – вдруг заметят?

- Постоянно болело… - повторяет он. - В день один раз поднимаешься, и то, когда вертолет шумит. Зажечь бы, конечно, костер.

Когда спустя 11 дней услышал шум вертолета совсем близко, и что он снижается, понял – спасение совсем близко! Вышел, стал отчаянно размахивать самодельным флагом.

- Павел - эвен (малая народность северных территорий), который много времени провел на севере, - рассказал дядя Павла, который все эти дни вместе с другими родственниками переживал за племянника. – Там, где человек из «цивилизации» растеряется, таежник может больше продержаться. Он привычный к тайге человек – имеет много друзей в отдаленных районах, куда выбирается на охоту и рыбалку. Оказавшись в экстремальной ситуации, он не растерялся и применил навыки выживания.

Скоро поправится

Павла отправили в хирургическое отделение Республиканской больницы №2 в Якутске, где он сейчас и находится под наблюдением врачей. Состояние у него стабильное.

Фото: телеграм-канал Айсена Николаева

Фото: телеграм-канал Айсена Николаева

- Большого истощения у него нет, - подтвердил «КП» заведующий травмоцентром первого уровня Анатолий Горохов. - Имеется перелом нескольких ребер. Грудная полость дренированна (удалено жидкое содержимое - Ред.). Сейчас легкое полностью расправлено.

Вскоре Павла собираются выписывать, его здоровью ничего не угрожает. А действия погибшего экипажа будет оценивать специальная комиссия.

Тем временем, падение Ан-2 положило начало череде авиакатастроф в Якутии. За время поисков самолета в Якутии успел упасть еще один самолет Ан-30 и вертолет Ми-8. Позже власти республики признают, что все упавшие суда были устаревшими – каждый из них был в эксплуатации более 30 лет...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Выглядит молодцом». Дядя выжившего в падении самолёта Ан-2 в Якутии рассказал первые подробности (подробнее)

«Слышал, как вертолет пролетел». Выживший при крушении Ан-2 в Якутии рассказал о 10 днях в тайге (подробнее)