Общество

Дороги жизни: 18 октября профессиональный праздник отметили работники дорожного хозяйства в Хабаровском крае

В регионе за качеством дорог надзирают и сотрудники РосдорНИИ
Мы все – участники дорожного движения и то, в каком состоянии находится дорожная инфраструктура, напрямую влияет на нас.

Мы все – участники дорожного движения и то, в каком состоянии находится дорожная инфраструктура, напрямую влияет на нас.

Фото: Ксения ТУРТЫГИНА

«Легкой дороги!» - пожалуй, самое частое пожелание в нашей жизни. Мы все - участники дорожного движения, и то, в каком состоянии находится дорожная инфраструктура, напрямую влияет на нас. Без качественной и безопасной дороги не может быть комфортной жизни.

Еще лет пять-семь назад состояние дорог в Хабаровском крае, мягко скажем, оставляло желать лучшего. Ситуация начала меняться со стартом национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», инициированного президентом России Владимиром Путиным.

- Президент и обратил внимание правительства на разницу в состоянии федеральной и региональной дорожной инфраструктуры, - рассказывает Владимир Кудашев, директор Дальневосточного филиала ФАУ «РосдорНИИ». - Конечная цель проекта - не менее 50 процентов автодорог регионального подчинения должны соответствовать нормативам. Дорожники всей страны подключились к выполнению поставленной задачи. Активную роль в этом играет РосдорНИИ - российский дорожный научно-исследовательский институт. Головной офис его в Москве, по стране есть несколько филиалов. Самый восточный - наш, дальневосточный филиал РосдорНИИ в Хабаровске.

Сотрудники института следят за качеством дорог: не только обследуют состояние дорожного полотна, но и дают оценку сопутствующей инфраструктуре. Их задача - проконтролировать работу дорожных строителей, проследить, чтобы не было отклонений от заданных параметров. На межгородских дорогах часто можно увидеть автомобили РосдорНИИ - это не просто автомобили, а полноценные лаборатории на колесах.

- С помощью приборов - а оборудование у нас, замечу, самое современное - наши сотрудники исследуют состояние дорожного полотна. Проверяют, насколько оно ровное, исследуют качество дорожного покрытия. Есть исследования, которые мы выполняем только в лабораториях на специальном оборудовании, - объясняет Владимир Витальевич.

К слову, недавно дальневосточный филиал получил уникальные блок-лаборатории. По сути, это контейнер, который можно установить в любом подходящем месте, с лабораторным оборудованием. Блок-лабораторию поставили в Хабаровске, неподалеку от офиса филиала. Сюда везут образцы на исследования со всего Дальнего Востока.

- Мы используем как наработанные практики, так и новейшее оборудование. Те же прессы сейчас полностью автоматизированы. Если раньше нужно было с секундомером стоять и замерять, когда и при какой нагрузке разрушится образец, то сейчас исследование полностью автоматизировано, - продолжает директор филиала. - Компьютер считывает все данные, строит диаграмму. Могу сказать, что лаборатория в Хабаровске - одна из самых современных на Дальнем Востоке. Мы делаем лазерную диагностику, георадарное сканирование скоро будем делать - ожидаем к концу года поставку оборудования. Оно позволяет «просветить» дорожное полотно до основания, определить толщину и характеристики каждого слоя. В следующем году начнем большую работу по оцифровке дорог.

Много внимания уделяет РосдорНИИ поиску новых методик ведения дорожных работ и новым материалам, с повышенной износоустойчивостью и прочностью. Напомним, что по нацпроекту БКАД процент проектов с использованием новых технологий должен повышаться год от года. И РосдорНИИ в этом помогает заказчикам.

- Новые технологии и материалы появляются часто, наша задача - определить, можно ли применять методику в конкретных климатических условиях, соответствуют ли прочностные характеристики материала требуемым, - продолжает Владимир Кудашев. - На сайте РосдорНИИ есть специальный реестр таких методик, любой заказчик, в чьем ведении находятся дороги, может воспользоваться реестром, подобрать подходящую для себя технологию и использовать ее в проекте. Это очень удобный инструмент.

Вот, к примеру, технология «холодный асфальт» или аква-пач: его используют для ямочного ремонта. При ремонте дороги с помощью этой технологии нужны две вещи - сам материал и вода. И рабочие, разумеется.

- Материал высыпается в яму, тщательно перемешивается с водой, и через 15 минут по дороге можно ехать, - слова Владимира Витальевича звучат как выдержка из научно-фантастического романа. - При этом работать с ним можно до холодов - примерно до минус 10-12 градусов. Сам холодный асфальт - достаточно дорогой материал, однако если посчитать, сколько экономим на технике, перекрытии дороги, количестве рабочей силы, то при определенных условиях он выгоднее обычного асфальта.

Работы, по словам директора филиала, хватает. А в дальнейшем ее будет еще больше. Территории развиваются, экономика нуждается в расширении дорожной сети. И на передовую выходят дорожники, чтобы превратить «направление» в безопасную и качественную дорогу.

В Дальневосточном филиале особенно отмечают вклад заместителя директора Валентина Константиновича Иваненко, заведующей испытательной лабораторией Людмилы Владимировны Шинкаренко, начальников отделений диагностики автомобильных дорог и мостов Анатолия Ивановича Назарова, кандидата технических наук Олега Владимировича Журбина, начальника отделения аудита качества и внедрения новых технологий Александра Владимировича Мазура и других сотрудников.