Премия Рунета-2020
Хабаровск
+15°
Boom metrics
Происшествия11 августа 2011 11:20

"Этот Ан-12 могло сгубить некачественное топливо"

Хабаровские авиаторы еще весной предупреждали о том, что полеты в «Авис-Амур» небезопасны

Поиски рухнувшего в Магаданской области Ан-12 шли сутки. Гористая местность, сильная облачность и морось мешали спасателям. Но наконец в среду с вертолета Ми-8 специалисты увидели блики. Подлетели ближе - оказалось: обломки фюзеляжа... Позже установили, части самолета разбросаны в тайге в радиусе 2 км. Вчера начали находить фрагменты тел...

- Самолет сильно повредился, что говорить о телах... Будет трудно опознать погибших, - вздыхают специалисты.

По уточненной информации, на борту были 11 человек - 8 членов экипажа, один сопровождающий и... двое нелегальных пассажиров. Так уж повелось, что здесь можно договориться с экипажем подбросить до места (разбившийся борт летел на Чукотку). При этом, как рассказали нам, зайцев в список находящихся на борту не вносят.

Весь экипаж Ан-12 - из Комсомольска-на-Амуре. Сергей Кондрашов работал с командиром Александром Филатовым более 20 лет. Когда борт отправился в Магадан, лично передал ему штурвал.

- Летчики Ан-12 с большим стажем работы. У командира и проверяющего инструктора налет свыше 15 тысяч часов, - рассказывает Кондрашов.

Дальневосточное следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело. Следователи выдвинули несколько версий крушения самолета: ошибка пилотирования, техническая неисправность и некачественное топливо.

Сергей Кочкин – основатель компании «Авис-Амур», был ее генеральным директором. В прошлом году ушел с предприятия, вместе с сыном основал новую авиакомпанию «Авис ДВ». Сергею Александровичу до слез обидно за то, что происходит на созданном им предприятии. Три года назад, по его словам, он ставил в реестр разбившийся Ан-12.

Ресурс самолета был выработан, но в этом году в Ростове ему дали продление свидетельства о летной годности. Считает, что эта машина, несмотря на возраст, могла еще летать.

Бывший гендиректор "Авис-Амур" Сергей Кочкин: "Причиной катастрофы могло быть некачественное топливо"

Бывший гендиректор "Авис-Амур" Сергей Кочкин: "Причиной катастрофы могло быть некачественное топливо"

Фото: Сергей ПЛОТНИКОВ

- Сложность в том, что у Ан-12 двигатель расположен в крыле, - приводит свою версию случившегося Кочкин. – Если двигатель на пилоне, самолету пожар в двигателе не страшен – если вовремя перекрыть подачу топлива и включить противопожарную систему воздушным потоком пламя сдуется. А на Ан-12, если пожар не потушен, крыло сгорает в течение четырех минут. Толчком к катастрофе могло стать некачественное топливо, но это всего лишь поверхностная причина, все гораздо глубже и трагичнее. Ведь безопасность полетов состоит из двух компонентов: качества подготовки к полету авиационной техники к полету и подготовка летного персонала к выполнению летного задания. Все остальное – производное.

Оказывается, еще 4 марта руководители нескольких хабаровских авиапредприятий информировали в официальном письме Хабаровскую транспортную прокуратуру об удручающем общем состоянии организации безопасности полетов в авиакомпании «Авис-Амур». Поводом для обращения стали выявленные факты использования неподготовленных и необорудованных посадочных площадок ООО «Авиакомпания «Авис-Амур», нарушения правил перевозки воздушными судами, отсутствия обязательного страхования пассажиров и грузов, установленных Воздушным кодексом РФ и Федеральными авиационными правилами, нарушение правил и несоблюдение технологии топливообеспечения воздушных судов, несоблюдение правил обеспечения авиационной безопасности.

10 марта Хабаровская транспортная прокуратура направила обращение в адрес руководителя ДВ МТУ ВТ ФАВТ, начальника УГАН НОТБ по ДФО Росавианадзора о проверке фактов нарушений, указанных в письме. В ответ руководитель ДВ МТУ ВТ ФАВТ Анатолий Будник в своем письме сообщил, что часть фактов нарушениями не является, а часть - надуманы и не соответствуют действительности.

- Такой ответ позволяет сделать вывод о халатном отношении должностных лиц ДВ МТУ ВТ ФАВТ к нарушению норм Воздушного кодекса РФ и руководящих отраслевых документов в области гражданской авиации, что может привести в лучшем случае к авиационному инциденту, а в худшем – к авиационному происшествию, - считает генеральный директор авиакомпании «Авис ДВ» Денис Кочкин. - На это мы указывали еще несколько месяцев назад. И вот катастрофа случилась.

Гендиректор ООО "ЛАРГО" Игорь Урюкин считает, что в Росавиации к мелким авиакомпаниям применяют двойные стандарты

Гендиректор ООО "ЛАРГО" Игорь Урюкин считает, что в Росавиации к мелким авиакомпаниям применяют двойные стандарты

Фото: Сергей ПЛОТНИКОВ

- В управлении Росавиации применяют двойные стандарты, - говорит Игорь Урюкин, генеральный директор ООО «Ларго», выполняющей госконтракт по оказанию специализированной медицинской помощи населению Хабаровского края. – У нас за мелкие нарушения приостанавливают сертификат эксплуатанта, а «Авис-Амур» нарушает закон, об этом все знают, но им все сходит с рук. Почему? Для того, чтобы продлить пилотское свидетельство, ежегодно надо проходить тренажер в Санкт-Петербурге или в Шахтах. Я специально ездил в Питер, смотрел в журнале, кто проходил тренажеры. Ни «Авис-Амура», ни их пилотов в списках нет. Где и как они готовят летчиков, как продлевают свидетельства без тренажерной подготовки – непонятно.

Сейчас одной из версий катастрофы в небе над Колымой называют некачественное топливо, которым могли заправить Ан-12. Дело в том, что экономия на горючем может приносить существенную прибыль.

- Наша компания закупает авиационное топливо по 120 рублей за литр, - поделился Игорь Урюкин. - А можно покупать топливо всего за 30 рублей. Если в топливе были какие-то примеси бензина, он мог разъесть топливный шланг, а это, в свою очередь – привести к утечке.

Экипаж разбившегося самолета во главе с командиром Александром Филатовым (на фото - четвертый справа)

Экипаж разбившегося самолета во главе с командиром Александром Филатовым (на фото - четвертый справа)

Между тем, в том же письме в транспортную прокуратуру указывалось, что ООО «Авиакомпания «Авис-Амур» заправляет свои воздушные суда в поселке Бриакан авиатопливом неизвестного происхождения, которое представляют собой угрозу для безопасности полетов при перевозке пассажиров и грузов воздушным транспортом. Ответ господина Будника известен – факты надуманы и не соответствуют действительности.

Безусловно, через некоторое время следователи найдут истинную причину крушения самолета. Но, каким бы ни оказался их вывод, уже сейчас понятно, что при таком отношении к безопасности полетов со стороны тех чиновников, которые должны за эту безопасность отвечать, эта трагедия – не последняя.

ДОСЛОВНО

Последние слова экипажа

15.24*. Доклад экипажа. Течь топлива, высота 7500, 30 км до Омсукчана, решение командира воздушного судна - возврат на Магадан.

15.27. КОСПАС (автоматическая система поиска. - Ред.) зафиксировал работу автоматического радиомаяка (это означает, что судно терпит катастрофу. - Ред.).

Вчера на месте крушения специалисты нашли «черные ящики»

Вчера на месте крушения специалисты нашли «черные ящики»

15.28. Пожар двигателя, 50 км от Омсукчана, севернее оси трассы 15 км (отклонился от основного маршрута. - Ред.).

15.30. КОСПАС зафиксировал работу автоматического радиомаяка (получается, маяк работал в течение 3 минут. - Ред.).

Сообщения от диспетчерской службы:

15.34. Пропала радиосвязь и метка с экранов. Высота - 2600, азимут - 40, дальность - 310 км от Магадана.

Радиомаяк активирован экипажем в ручном режиме.

Прогноз в районе предполагаемой посадки: гроза, ливень.

* Время местное.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Александр КОМОВ, летчик с 22-летним стажем:

«Борт завалился набок - и выровнять его не смогли»

- У Ан-12 четыре двигателя, и для комфортной посадки хватает трех из них, и даже двух, если только работающими остаются один справа и другой слева. Экипаж самолета опытный, они делали все правильно: пытались потушить пламя и сажали борт. Но, скорее всего, пламя с одного из правых двигателей перекинулось на соседний, и самолет стал заваливаться на один бок. В такие моменты срабатывает автоматическая система отключения левых двигателей, чтобы самолет мог выровняться. Как известно, Ан-12 уже заходил на посадку и летел на высоте 2600 метров - но, увы, слишком низко, чтобы выровнять заваливающийся самолет...

И еще один момент. Сработала ли вообще автоматика на борту? Известно, что именно на этом самолете она была неисправна.