Происшествия10 июня 2013 5:00

Найдены "черные ящики" с разбившегося в Хабаровском крае Ми-8

Сейчас приборы записи переговоров экипажа с землей и работы навигационного оборудования изучают военные следователи
Ми-8 хабаровского ДОСААФ с экипажем и коллегами

Ми-8 хабаровского ДОСААФ с экипажем и коллегами

Почти трое суток спасатели искали пропавший борт, принадлежавший аэроклубу ДОСААФ. Первое сообщение, что Ми-8 не вышел на связь, поступило в МЧС вечером 6 июня. В этот же день были организованы поиски. В исчезнувшей с радаров винтокрылой машине находились пятеро: командир Вячеслав Гордиенко, пилот Герман Кузьминов, второй пилот Игорь Пахомов, борттехник Василий Брыль и пассажир Александр Карпов.

Место падения Ми-8

Место падения Ми-8

А был ли маяк?

Сообщение о том, что вертолет ДОСААФ пропал из эфира, друзья пилотов восприняли спокойно - всякое бывает, тот же Олег Логинов, хороший друг Вячеслава Гордиенко, рассказал «КП-Хабаровск», что у него за летную практику были, как минимум, две вынужденные посадки. И в обоих случаях выручали аварийный маяк и радиостанция.

- Я не знаю, стоял ли у них на борту аварийный радиомаяк и была ли радиостанция. На бортах гражданской авиации и военных это все есть, а вот в ДОСААФ - не знаю. Если нет, то сообщить о себе при отказе УКВ и КВ передатчиков просто невозможно.

- Может быть, аппаратура вышла из строя?

- Это сложные приборы и механизмы, работающие в экстремальных условиях, да еще и не новые, поэтому может быть все.

Родственники и друзья членов экипажа надеялись до последнего. После трех суток безуспешных поисков, утром 8 июня из Хабаровска вылетел самолет Ан-24, двумя часами позже к нему присоединился Ан-74. Из поселка имени Полины Осипенко к предполагаемому месту ЧП отправились два вертолета Ми-8 авиационно-спасательного центра ДВРЦ МЧС России. В ходе обследования тайги выполнено 14 вылетов, более пятидесяти часов воздушные суда находились в воздухе. Всего поиск проводился на площади в 11600 квадратных километров. А вот если бы был маяк, говорят специалисты, то поиски заняли бы значительно меньше времени. Однако не смотря на все усилия ни радиотехническое, ни визуальное обследование местности результатов не дало.

Коммерсанты поневоле?

Рейс, который совершал экипаж, был коммерческим. На борту находилось около трех тонн груза и сопровождающий. В ходе поисков информации о пропавшем вертолете корреспондентам «Комсомолки» удалось выяснить, что Минтранс еще в апреле 2013 года большинство авиарейсов, совершаемых ДОСААФ России, признал незаконными. Дело в том, что каждый самолет и вертолет, выполняющий коммерческие перевозки в нашей стране, обязан иметь сертификат эксплуатанта. Получать этот основной для российской авиации документ региональные отделения ДОСААФ не спешили, пользовались своим уникальным статусом государственно-общественной организации. Неизвестно, был ли такой сертификат у регионального отделения. То есть коммерческий рейс Тугур - Бриакан, который и выполнял пропавший на маршруте борт 95370, вполне мог быть незаконными - не факт, что руководители регионального ДОСААФ оперативно и беспрекословно выполнили требования Минтранса России.

Судьба или работа на износ

К полудню воскресенья поступило первое сообщение о найденных неопознанных обгоревших обломках летательного аппарата на северо-западе, в 37 километрах от поселка имени Полины Осипенко. Однако подтверждения, что это тот самый борт 95370, нет. В точку катастрофы спуститься не удается - мешает рельеф местности, большая вода в реке Тугур. Поисковая группа высаживается в нескольких километрах от места, к нему спасатели добираются через тайгу. Во второй половине дня поисковики подтвердили: обгоревшие обломки вертолета - действительно та самая машина, бортовой номер совпадает. Вертолет сильно разрушен, на месте тел не найдено. И только к вечеру погибший экипаж и пассажира обнаружили.

- Тела сильно обгорели, поэтому опознавать людей придется с помощью генно-молекулярной экспертизы, именно с этой целью останки доставили в Хабаровск, - сообщила «КП-Хабаровск» Екатерина Жданова, следователь по ОВД ВСК СК РФ по ВВО. - Сейчас Военный следственный отдел СК РФ по Комсомольскому-на-Амуре гарнизону по факту авиационной катастрофы возбудил уголовное дело по 351 статье УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). Не исключено, что в качестве обвиняемых в деле будут фигурировать руководители авиаклуба, допустившие ЧП.

Когда стало известно о том, что экипаж погиб, пришло еще одно сообщение от Олега Логинова: «Гордей (Вячеслав Гордиенко - прим. ред.) сказал около двух месяцев назад: «Я буду летать до смерти». Так и получилось. Пилот был от бога, но железу и погоде - все равно. Судьба».