Boom metrics
Интересное22 декабря 2016 5:19

Крутой вираж или...

С каким багажом пассажирские перевозчики региона завершают 2016 год, который для них был довольно непростым. Но любой опыт, это опыт - главное, сделать из него верные выводы
Тимофей СУЩЕНКО
Лучший водитель ООО Дальавтотранс С. Рожков награждается благодарностью Министра Транспорта РФ

Лучший водитель ООО Дальавтотранс С. Рожков награждается благодарностью Министра Транспорта РФ

Владимир Иванович Герасимов в вопросах транспортных перевозок авторитетный человек. Почти 10 лет с 1995 по 2006 год он был заместителем главы администрации города Комсомольска-на-Амуре по вопросам промышленности, транспорта и связи. А с 2007 года председатель Совета директоров Транспортной группы «Дальавтотранс». Он как никто знает, какие они, светлые и темные полосы на нелегком пути пассажирских перевозчиков региона.

КОНКУРЕНТЫ ПО НЕСЧАСТЬЮ

- Но давайте сейчас о приятном. Буквально на этой неделе пришла информация о том, что ваше предприятие стало лауреатом конкурса «Гемма - 2016 - лучшие товары и услуги Сибири и Дальнего Востока». Редакция поздравляет коллектив ООО «Дальавтотранс» с очередным награждением.

- Спасибо. Да, действительно, в 2016 году мы в третий раз стали лауреатом этого конкурса. До этого высокую награду мы получали в 2011 и 2012 годы. Вместе с тем, сегодняшняя победа приносит не только радость, но и беспокойство. Ведь победить в соревновании можно по двум причинам: ты стал намного сильнее, или наоборот, твои противники ослабли, сдали позиции. У меня такое чувство, что в данном случае сработала именно вторая причина. Ведь 2016 год - особенный год в работе пассажирского транспорта. И если брать Хабаровский край, то надо отметить, что здесь и претендовать на высокие показатели некому. Судите сами - муниципальные перевозчики Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре находятся в состоянии банкротства, частные перевозчики Хабаровска - в постоянных спорах, кто прав, кто виноват.

- И правых, похоже, в этом споре сложно найти. А на ваш взгляд, как человека опытного, почему сложилось такое положение в сфере автобусных перевозок в регионе?

- Я уже говорил, что 2016 год - особый год для перевозчиков. Дело в том, что в прошлом году принят Федеральный закон - 220-ФЗ. И в этом году он вступил в силу в полном объеме. Этот закон кардинально меняет условия работы перевозчиков. Во-первых, закон вводит правило - «один маршрут - один перевозчик» (до этого перевозчик не мог занимать больше 2/3 маршрута). Во вторых, закон вводит свободное ценообразование (до этого цены утверждались Комитетом цен). Все это вызвало перераспределение рынка перевозок, которое затронуло каждого перевозчика. Плюс, те перевозчики, которые не хотели иметь дело с Комитетом цен и работали в тени, приняли активное участие в этом перераспределении. Естественно в ход пошли методы весьма далекие от законных, не говоря уже о моральной составляющей. Прибавим к этому отмену ЕСПБ, инфляцию, которая вынудила поднимать тарифы на перевозку. При внедрении этого закона колоссальная нагрузка легла на плечи уполномоченных органов - Правительство края и муниципалитеты. И если отдел автомобильного транспорта Правительства края (начальник отдела - Анатолий Тимошенко) и отдел транспорта города Комсомольска-на-Амуре (и.о. начальника отдела - Александр Демидов) сумели сделать все, чтобы избежать транспортного коллапса, то в Хабаровске все пошло по иному, и не совсем, увы, лучшему для пассажиров сценарию. В итоге жители города фактически стали заложниками ситуации.

КОГДА ВЕРХИ ХОТЯТ, А НИЗЫ НЕ МОГУТ

- Владимир Иванович так в чем же ошибки администрации Хабаровска?

- Да, в принципе, администрация с самого начала начала делать ошибки. Обследование маршрутов - на это исполнителю отвели два месяца. Но любой перевозчик знает - в течение года наблюдаются сезонные изменения пассажиропотока (иногда месячные объемы отличаются до пяти раз). Думаю, знали об этом и исполнители заказа. Тем не менее, за работу отчитались. А дальше - изменение транспортной схемы, и как следствие - конкурс перевозчиков. Хотя статья 39 220-ФЗ разрешала растянуть эту процедуру на пять лет. И наконец, сам конкурс. Условия конкурса практически исключали возможность получения права работы для порядочных перевозчиков - автобусы не осматривались, победа отдавалась тем, кто пообещает купить больше новых низкопольных автобусов к первому сентября. В общей сумме набралось более 300 таких ничем не подкрепленных «обещаний». Естественно, такого количества автобусов никто и не планировал приобретать (во-первых, в таких объемах их не производят, во вторых, они даже теоретически не окупают себя). Но право на перевозки эти «обещалкины» получили. И с 1 сентября начали перевозки - на старых автобусах, устранив конкурентов, работающих там ранее (или предоставив им возможность работать за определенную плату). И тут же прозрели - мы не можем приобрести эти автобусы (а маршруты не освободим, потому что пассажиров возить будет некому. Поэтому вы нас не проверяйте, санкции, установленные законом, к нам не применяйте, ждите, когда закон поменяют). Это относится к предписанию УФАС, которое схватило их за руку. Трудно сказать, чего в этой истории больше - некомпетентности или субъективного интереса.

- Насколько известно, такой ситуации в Комсомольске-на-Амуре удалось избежать.

- В Комсомольске-на-Амуре к этому вопросу подошли более взвешенно. Не стали бежать впереди паровоза, менять транспортную схему ради изменений. Сохранили ее в существующем виде, соответственно, обошлись без скоропалительного конкурса. (Кстати, то же самое сделало и Правительство края в части межмуниципальных маршрутов). Конечно, были обсуждения, переговоры, споры, судебные разбирательства. Но в целом, жители города подобных споров просто не заметили - транспорт работал без сбоев.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

- Но сегодня в Комсомольске-на-Амуре проводится конкурс перевозчиков.

- Да, но это конкурс не на занятые маршруты, а на освободившиеся, ранее обслуживаемые МУП ПАТП-1. Это примерно половина маршрутов города. И независимо от исхода конкурса жители не пострадают. Хотя, и здесь масса вопросов. Условия конкурса составлены так, что проверить заявки на наличие автобусов можно только по городу. Поэтому среди участников появились перевозчики из Владивостока и Хабаровска. И заявили автобусы, которые прошли конкурсы и работают в этих городах. То есть, с одним низкопольным автобусом можно стать победителем в разных городах. Понятно, что с базой во Владивостоке осуществлять перевозки пассажиров в Комсомольске-на-Амуре нельзя. Закон 220-ФЗ предусматривает возможность ограничить таких хитрецов - статья 33 закона требует наличия стоянки транспорта, причем стоянка должна быть включена в реестр стоянок, утвержденный правительством края. Но в положении о конкурсе этого нет. И возникает ситуация, хорошо известная по применению Федерального закона 44-ФЗ. Победитель из другого региона нанимает местных исполнителей и получает свой процент за посредничество.

- Вы человек, который давно в транспортной сфере, и наверняка у вас есть свои предложения, как чиновникам выйти из этой ситуации?

- Отменить конкурс в Комсомольске-на-Амуре нельзя - он объявлен, заявки уже поданы. Я бы лично провел проверку всех заявок, с осмотром транспорта, оценкой обещаний и так далее. Чего в свое время не сделали в Хабаровске и в итоге спровоцировали транспортный коллапс. Проверил бы все иногородние автобусы на предмет задействования их в своих городах. Но для этого необходимо продлить сроки конкурса. Закон это позволяет, дело за конкурсной комиссией и чиновниками. По Хабаровску же мне что-то рекомендовать сложнее, я не владею полной информацией. Но понятно, что в этой ситуации нужно искать компромисс. Есть администрация города, есть две противоборствующие ассоциации перевозчиков. Есть очень грамотные специалисты - Светлана Тремасова входит в отраслевую комиссию по доработке закона 220-ФЗ. Нужно садиться за стол переговоров и договариваться. При необходимости привлекать нейтральных специалистов краевые и федеральные структуры. Там работают очень высокие профессионалы. Нельзя сотни тысяч пассажиров города превращать в заложников чьих-то коммерческих интересов.

Интересное