2018-11-09T08:28:45+03:00

В Законодательной думе Хабаровского края обсудили проблемы инклюзивного образования региона

Сейчас главное, на что стоит обратить внимание — это профориентация подростков-инвалидов и их трудоустройство после окончания вуза
В Законодательной думе Хабаровского края обсудили проблемы инклюзивного образования региона. Фото: Екатерина Фомина.В Законодательной думе Хабаровского края обсудили проблемы инклюзивного образования региона. Фото: Екатерина Фомина.
Изменить размер текста:

Слово «инклюзив» означает «включающее в себя». Инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения, при котором происходит полноценное включение особых детей, студентов в образовательный процесс. Это возможно при условии наличия доступной среды в учебных заведениях, которая позволяет получать доступное и качественное образование учащимся с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими.

Вопросы, связанные с развитием инклюзивного образования на территории региона, стали предметом обсуждения на заседании постоянного комитета по науке, образованию, культуре, спорту и молодежной политике Законодательной думы Хабаровского края. Впрочем, как выяснилось, особых проблем с этим наша территория не испытывает, в основном, благодаря тому, что когда-то наш регион стал одним из первых воплощать идею совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и обычных школьников в одном классе.

- Именно Хабаровский край в свое время стал пилотной площадкой для формирования федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, - рассказывает Ирина Белова, заместитель председателя постоянного комитета Законодательной думы Хабаровского края по социальной защите населения и здравоохранению. - Министерство образования Хабаровского края было инициатором того, чтобы Федеральный Государственный Образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывался на территории края.Так в регионе появились базовые учреждения среднего образования, в которых проходили курсы для педагогов Хабаровского края по технологиям обучения особых детей. Следующей ступенью стало обучение педагогов среднего профессионального образования, было открыто базовое учреждение для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий, где создана специальная учебная среда для учащихся с различными особенностями, разрабатываются методические рекомендации по работе со студентами с ОВЗ. И наконец, за дело инклюзии в Дальневосточном регионе взялось высшее образование. На сегодняшний день можно говорить о складывающейся системе преемственности в инклюзивном образовании края: детский сад, школа, среднепрофессиональные учреждения, вузы. Доступная среда для особого ребёнка стирает границы различий с типичными детьми, и вот тогда происходит включение в образовательный процесс - та самая инклюзия, к которой нужно стремиться.

- А вообще попытки обучать особенных детей совместно с типичными детьми начались у нас в крае гораздо раньше, - продолжает Ирина Белова. - Еще в 2005 году в регионе реализовали проект «Кайлас». Создали класс в одной из хабаровский школ, где была попытка такого совместного обучения. И, несмотря на то, что это был первый опыт и сплошное набивание шишек, результаты получились неплохие. Я отслеживаю судьбу этих детей, у всех она сложилась успешно. Но самое главное мы наработали бесценный опыт, который позволил развивать другие проекты.

Начиная с 2016 года все школы региона готовы принимать на обучение детей с органичными возможностями здоровья. Во всех учебных заведениях создается доступная среда, которая помогает особым детям и подросткам учиться наравне с обычными школьниками и студентами. Это не только пандусы и турникеты, но и специальные приборы, позволяющие слабослышащим и слабовидящим детям получать информацию от преподавателя, выполнять учебные задания.

С 2017 года, с созданием специального ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ТОГУ инклюзивное образование становится доступным и в вузах края.

Главная задача РУМЦРоссии их 16 и все они объединены в единую сеть) это создание специальных условий, обеспечивающих доступность высшего образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, обучение преподавателей и волонтеров, содействие в профориентации школьников из особой категории, помощь и сопровождение их при трудоустройстве. За центром в ТОГУ закреплена вся территория Дальнего Востока и сегодня у него заключены соглашения с 16 вузами, работающими на этой территории.

- По нашим данным, на 1 октября 2018 года в вузах, с которыми заключены соглашения, сегодня облучаются 468 человек имеющие инвалидность, в Хабаровском крае их 114. Есть еще 14 студентов в вузах, с которыми мы пока не сотрудничаем, - доложила депутатам Наталья Ющенко, заместитель директора РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ТОГУ. - Одна из проблем сейчас - это трудоустройство студентов с ограниченными возможностями. Они доучиваются до второго — третьего курса, выходят на практику, и тут понимают, что со своими особенностями состояния здоровья, скорее всего, не смогут трудоустроиться. Они приходят в деканат и говорят — давайте создадим нам специальные условия, чтобы в последующем мы могли трудоустроиться. У выпускников возникают проблемы с тем, как правильно оставить резюме, пройти собеседование, как правильно вести себя на встрече с работодателями — представить себя ему. Мы в этом пытаемся помочь, проводим видеоконференции, обучаем, работаем с руководителями компаний.

По мнению депутатов, для того, чтобы система инклюзивного высшего образования в крае заработала более эффективно необходимо создать при региональном министерстве образования и науки специальную рабочую группу, которая займется помощью в профессиональной ориентации «особенных» учеников школ и организаций общего и среднего профессионального образования для дальнейшего поступления в вузы. И второе — наладить более плотное взаимодействие со специалистами РУМЦ при планировании и реализации мероприятий, направленных на дальнейшее трудоустройство выпускников вузов, имеющих инвалидность, обучения по программам повышения квалификации представителей работодателей, которые будут выполнять функции наставников.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также