Премия Рунета-2020
Хабаровск
+8°
Boom metrics
НовостиОбщество25 марта 2024 8:40

Работодатели ИТ-индустрии чаще других стимулируют своих сотрудников к созданию семьи и рождению детей

Большинство работающих россиян (65%) уверено, что качественные меры корпоративной поддержки семейных сотрудников могут повлиять на желание женщины завести ребенка
Работодатели ИТ-индустрии чаще других стимулируют своих сотрудников к созданию семьи и рождению детей

Работодатели ИТ-индустрии чаще других стимулируют своих сотрудников к созданию семьи и рождению детей

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Сегодня какую-либо дополнительную помощь семейным сотрудникам оказывают 54% российских работодателей, чаще всего это компании в ИТ-сфере (71%) и крупный бизнес (62%). Наиболее распространенные практики поддержки - это подарки или денежные выплаты перед 1 сентября, Новым годом и другими праздниками (15%), а также пособия при рождении ребенка (13%).

В России с 2025 года запустят новый национальный проект «Семья». Он предусматривает дополнительные 75 миллиардов рублей финансирования для регионов, где коэффициент рождаемости ниже, чем в среднем по стране. Средства планируют направить, прежде всего, на помощь многодетным семьям. Российские коммерческие и государственные организации подключаются к решению демографического вопроса, выделяя дополнительные ресурсы на помощь работникам, у которых есть дети. ПСБ и аналитический центр НАФИ выяснили, какие корпоративные меры поддержки наиболее популярны сегодня. Подробности - в новом исследовании.

Запрос россиян на поддержку работодателем семей с детьми

Большая часть трудоустроенных россиян (65%) убеждена, что поддержка работодателем семей с детьми может положительно сказаться на их репродуктивных планах. Предоставление такой поддержки в целом важно для 67% трудоустроенных жителей России еще на стадии выбора работодателя. Наиболее значим этот аспект для тех, у кого уже есть дети школьного возраста (77%), опрошенных в возрасте от 35 до 44 лет (74%) и женщин (73%).

Четверть работающих россиян (25%) считает, что меры корпоративной поддержки должны предоставляться, в первую очередь, сотрудникам с детьми возрасте от одного года до трех лет, когда ребенок еще не может оставаться на полный день в детском саду.

Чуть меньшая доля опрошенных - 22% - считает, что помощь нужна родителям школьников, в частности, из-за необходимости обеспечить им присмотр во время длительных летних каникул.

Еще 18% российских работников выступают за первостепенное содействие семьям с дошкольниками от 4 до 7 лет.

Необходимость помощи беременным женщинам, родителям новорожденных и детей до одного года отмечают по 9% опрошенных.

Мужчины чаще подчеркивают важность дополнительной поддержки беременных (11% против 6% среди женщин) и мам в первый год жизни ребенка (11% против 7% среди женщин).

Корпоративные практики поддержки семей с детьми

Более половины трудоустроенных россиян (54%) отметили, что их работодатель оказывает помощь сотрудникам с детьми. В большинстве случаев это компании в ИТ-сфере (71%) и крупные предприятия (62%). Самая распространенная корпоративная практика - это подарки детям или денежные выплаты сотрудникам с детьми перед 1 сентября, Новым годом и другими праздниками (15%). Также популярна в российских компаниях финансовая поддержка работника при рождении ребенка (13%).

Среди других практик:

- содействие в организации летнего отдыха ребенка или компенсация затрат на него (введена в 10% компаний);

- корпоративные мероприятия с участием детей, билеты на спектакли, утренники и др. - 9%;

- возможность гибридной или удаленной занятости для женщин с детьми (8%);

- компенсации за медицинские расходы (8%);

- предоставление дополнительных отпускных в связи с семейными обстоятельствами (8%);

- компенсации образовательных услуг и няни для детей сотрудников (по 4%).

Исследование показало, что полностью удовлетворены существующими мерами поддержки сотрудников с детьми со стороны работодателя 23% работающих россиян. В то же время 74% опрошенных либо не имеют таких мер поддержки (46%), либо считают их недостаточными (28%). Выше всего удовлетворенность существующими мерами корпоративной поддержки семейных сотрудников у молодых мужчин и людей, работающих в компаниях с развитой корпоративной социальной ответственностью. Ниже - у работников сферы транспорта, здравоохранения и торговли. В этих отраслях реже всего поддержка семей с детьми встроена в корпоративную культуру.

Ольга Еременко, вице-президент - руководитель центра корпоративной социальной ответственности ПСБ:

- Исходя из данных опроса, мы можем говорить о большом потенциале для увеличения вклада работодателей в достижение целей демографической политики. Другой вывод - очевидно, что российские работодатели - как из частного, так и государственного сектора, - все активнее подключаются к программам поддержки семей, выделяя дополнительные ресурсы на помощь работникам, у которых есть дети, формируя корпоративные демографические программы и тем самым способствуя повышению рождаемости в стране. Один из приоритетов ПСБ как социально ответственного работодателя - корпоративная демографическая политика, поддержка материнства, отцовства и детства. Мы создаем условия для баланса между работой и семьей, поддерживаем сотрудников с детьми и делимся лучшими практиками корпоративной демографической политики с профессиональным сообществом, вносим предложения на рассмотрение органов государственной власти, активно участвуем в подготовке рекомендательного корпоративного демографического стандарта, который будет предложен к внедрению в российских компаниях, и рассчитываем таким образом обеспечить повышение уровня социальной защищенности сотрудников российских компаний.

Ирина Гильдебрандт, директор направления стратегических проектов аналитического центра НАФИ:

- Бизнес обладает высоким ресурсным потенциалом, чтобы разделить с государством ответственность за решение национального демографического вопроса - сбережения российского населения, формирования и развития человеческого капитала. Таким инструментом может стать стандартизированная семейная политика компаний, выраженная в виде практик материальной и нематериальной поддержки как семейных сотрудников, так и будущих родителей. Но, безусловно, диалог с бизнесом относительно внедрения и расширения мер подобной корпоративной поддержки должен базироваться на данных о том, какие выгоды – финансовые, имиджевые, производственные - подобные практики могут принести компании. Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что соблюдение компанией принципов социальной ответственности в отношении сотрудников повышает их удовлетворенность и лояльность, укрепляет имидж работодателя, положительно сказывается на трудовой вовлеченности персонала, снижении текучки кадров, повышении общей производительности. А говоря о женщинах, их уверенность в гарантированной дополнительной материальной поддержке и обеспечении комфорта для осуществления трудовой деятельности (удалённый и гибкий формат занятости, гибкий формат отпусков и так далее) снижает степень неопределенности, тревожности при планировании рождения ребенка.

Методология: всероссийский опрос проведен аналитическим центром НАФИ в марте 2024 года. Опрошены 1500 работающих россиян возрастом от 18 лет из всех регионов РФ. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.