Премия Рунета-2020
Хабаровск
-8°
Boom metrics

Новосибирская область: Мост, который поссорил всех

Обсуждаем, как живется в столице Сибири, в эфире программы «Губернатор» на Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Обсуждаем, как живется в столице Сибири, в эфире программы «Губернатор» на Радио «Комсомольская правда»

Обсуждаем, как живется в столице Сибири, в эфире программы «Губернатор» на Радио «Комсомольская правда»

Афонина:

- Добрый день! Сегодня мы приветствуем новосибирцев. Именно Новосибирская область будет нами изучена. Сейчас мы обращаемся к радиослушателям в Новосибирске, нашим коллегам огромный привет, Владимиру Логинову, редактору «Комсомолки» в Новосибирске лично, который подготовил для нас весьма интересную информацию о Новосибирской области.

Что вас, уважаемые радиослушатели, радует и какие проблемы вы видите в регионе? Минусы и плюсы жизни в Новосибирской области?

Могу с помощью небольшой справки сказать, а что же сами о себе новосибирцы думают?

Что главное для Новосибирской области? Это, конечно, Академгородок, Обское море, оперный театр, завод имени Чкалова, который выпускает бомбардировщики Су, памятник подопытной мыши. И, как написал Владимир Логинов, вы только не перепутайте с памятником мыши в городе Мышкин. Это совсем другое: у нас памятник подопытной мыши.

А так же любопытный факт, который есть практически во всех учебниках. Столица области город Новосибирск занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как один из самых крупнейших быстрорастущих городов мира. Его сравнивают с американским Чикаго: за сто лет население перевалило за миллион человек. Уровень безработицы в области является одним из самых низких. Средняя зарплата – 23500 рублей. И, конечно, речь идет о нынешнем губернаторе Владимире Гродецком, который решил сделать ставку на реанимацию промышленного производства и как результат появилась государственная программа «Реиндустриализация». Программа одобрена правительством и уже начала действовать.

Бондерева:

- Об этой программе мы обязательно поговорим. Кстати, несмотря на достижения региона, есть и минусы. Например, в этом году госдолг Новосибирской области достиг исторического максимума. В феврале 16-го года 48, 22 миллиарда рублей. Серьезные суммы. Последнее время на повестке дня возникали по лентам сообщения о том, что Новосибирск называли в числе лидеров по проблемным домам: долгострой.

Афонина:

- Кстати, завтра утром в программе «Комсомольской правды» в Новосибирске они будут обсуждать и рейтинг, который был составлен институтом стратегических коммуникаций и социальных проектов вместе с РИА Федерал пресс – рейтинг социально-политических конфликтов в федеральных округах России. Так вот, Новосибирская область оказалась на 7-й позиции, то есть, в красной группе с высоким индексом конфликтной активности. Да, в нее попали всего 9 регионов. И Новосибирская область вошла в число 9 регионов. Почему это так? Что за конфликты?

На связи с нами общественник и депутат городского совета Новосибирска Иван Канабеев.

Канабеев:

- Здравствуйте! Знаете, наверное ,мы не совсем оправились от выборной кампании. Сейчас который день идет от 18 сентября, может, оценки будут в рамках этого еще боевого настроя. Я должен сказать, что Новосибирская область не первый раз появляется в фокусе СМИ. Небольшое количество времени назад господин Соловьев в своих программах рассказывал про квартиры, которые были в Новосибирской области со скандалом переданы через некое агентство. Некая мошенническая схема, которая при предыдущей мэрии была использована.

Если мы говорим о сегодняшней ситуации в селе, то у нас сегодня огромный отток сельского населения в город Новосибирск. Вы правильно говорите о том, что он полтора миллиона человек, но при этом отток сельского населения составляет сумасшедшие проценты, потому что яркая тенденция сегодня, когда из малых сел люди переезжают в областные райцентры, а потом из райцентров в Новосибирск.

В Новосибирской области 37 предприятий сельского хозяйства в этом году в стадии банкротства. Это 6% от всех предприятий. Там некому работать: это закрывающиеся села, школы и так далее. Социальная сфера.

Бондарева:

- Не так давно губернатор у вас запретил принимать на работу мигрантов по ряду направлений, в том числе, образование, транспортная сфера. Вы говорите, что некому работать. Это как-то объясняет тоже?

Канабеев:

- Эта инициатива с запретом работы мигрантов в сфере ЖКХ и в сфере транспорта, думаю, не лучшая мера. Вместо легализации и контроля миграционного потока мы получаем дополнительные проблемы, потому что это ситуацию усугубит. Если вчерашний дворник пойдет работать в черную схему, лучше от этого не станет никому.

Афонина:

- Давайте послушаем комментарий министра труда и занятости Новосибирской области Игоря Шмидта.

Шмидт:

- Я особо хочу подчеркнуть, что постановление об ограничении трудоустройства иностранных граждан в отдельные сферы деятельности ни в коем случае не ставит своей целью выдавливание мигрантов с рынка труда Новосибирской области. Мы рады всем, кто к нам приезжает. Всем, кто к нам приезжает трудиться легально, квалифицированно За «белую» заработную плату. Надо понимать и то, что федеральный законодатель не зря внес такую важнейшую поправку в федеральный закон о правилах пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. И только с целью обеспечения безопасности наших российских граждан мы и разработали данное постановление. И выделили 16 видов деятельности, в которых мы обязаны обеспечивать здоровье и безопасность детей, безопасность наших граждан, а так же мы хотим решить проблему, когда у нас вовсю и очень открыто торгуют трудом иностранных граждан.

Афонина:

- Так на благо или это проблема, Иван?

Канабеев:

- Я полагаю, что если мы и до этого имели законы, которые запрещали использовать труд нелегальных мигрантов, то обсуждать вопрос о том, что запрещать сверху что-то, это не имеет смысла. Если мы хотим, чтобы в организациях работали профессиональные люди, нужно просто организовать работу так, чтобы мигранты могли там работать. Официально и в белых схемах.

Афонина:

- Спасибо.

Губернатор Владимир Гродецкий, когда вступал в должность, определил три главных направления. Это реализация программы комплексного развития сельских территорий, постоянное выполнение социальных обязательств и на первом месте шла программа реиндустриализации экономики.

Бондарева:

- Если проще говорить, своего рода реанимация экономики и промышленности региона. Потому что мы знаем, что Новосибирская область – серьезный промышленный регион. Помимо этого научный серьезный регион. У них есть отделение РАН, где сосредоточены порядка сорока ведущих институтов в самых разных областях. И, конечно, преимущества намерены использовать для того, чтобы экономику перевернуть и выйти на новый уровень. Тем более, если мы говорим об импортозамещении.

Программа только в этом году была принята. Но очень много о ней говорят, от нее ждут.

Афонина:

- И более подробно об этом мы поговорим с помощником губернатора Новосибирской области по вопросам образования, науки и инноваций Мариной Ананич.

Марина Ивановна, здравствуйте!

Ананич:

- Добрый вечер! Эта программа очень серьезная для нас. Она создана по инициативе губернатора. Очень важно было понимать, что пока мы говорили о внедрении инноваций, идеология останавливалась на том, что инновации надо куда-то внедрять. И теперь пришло осознание, что нужно говорить о технологическом развитии. И начали мы говорить это на Технопроме – международном форуме технологического развития. Именно там появилась идея сделать программу, которая позволит расти, взращивать технологических лидеров, внедрять разработки, способный сделать прорыв в промышленности, в производстве, в создании нового качества продукции. И это все благодаря тому, что у нас есть конкурентное преимущество. Наш регион обладает развитым инновационным сегментом с долей порядка 23 процента. И мы считаем, что благодаря первым этапам нашей программы мы можем достичь 30 процентов ВВП.

Бондарева:

- А можно конкретные примеры, Марина Ивановна?

Ананич:

- Мы начали с того, что просмотрели сто проектов, выбрали на первом этапе 10 флагманских проектов, соответствующих нашим критериям. Среди них есть и биотехнологическое направление, электроника. То, что в русле приоритетных направлений технологического развития нашей страны и нашего региона. В частности, мы отобрали такой проект, как создание промышленного производства одностенных углеродных нанотруб. У нас есть проект создания промышленного медицинского парка, готового быстро внедрять медицинские технологии в жизнь. У нас в стране наблюдается большой разрыв между высокими достижениями науки и реальным их применением в жизни. Поэтому такой парк даст возможность медицинские технологии использовать для широкого круга населения.

Афонина:

- Спасибо. Это, конечно, замечательно, но людям понятнее то, что у них под ногами. Вот что нам пишут наши радиослушатели. «Город, конечно, стал красивее, привлекательнее. Много развлекательных центров. Но наш город очень пыльный, а после ливней дороги и машины утопают в огромных лужах. Слабо развивается общественный транспорт, особенно убито трамвайное хозяйство. Нет обещанного скоростного трамвая, который бы связан со спальными районами. Почти не развивается строительство новых станций метро. Город задыхается в пробках». Это пишет Михаил из Новосибирска.

Бондарева:

- На самом деле, проблема транспорта очень остро стоит для города. И одна из самых обсуждаемых тем последних месяцев – это строительство нового моста в Новосибирске. Его собираются строить по концессионному соглашению, то есть, за счет инвесторов. Такое частно-государственное партнерство. И, несмотря на то, что многие эксперты говорят, что мост нужен, чтобы транспортного коллапса не случилось, но много и критиков. Деньги огромные. Бюджет будет нести серьезные риски, потому что мост планируется платным. Неизвестно, какой будет трафик, насколько он будет жителями востребован. И сейчас все активно обсуждают. Даже были инициаторы, чтобы референдум хотели сделать. Но он отложился. Мост все-таки будет, потому что сейчас уже ведут переговоры с инвесторами.

Накануне эфира мы связались с министром транспорта и дорожного хозяйства Сергеем Михайловичем Титовым.

Титов:

- Сегодня депутаты Заксобрания сказали, что 4-й мост должен быть, потому что для такого города, как Новосибирск сегодня нужно не три моста, как мы имеем, а пять.

Сегодня сделана проектно-сметная документация. Мы работаем. Первый этап прошел. Есть три предполагаемых инвестора. И сегодня мы работаем. У нас заключен договор с внешним консультантом именно по корректировке финансово-экономической модели. Была рассмотрена экспертиза сводной сметно-расчетной стоимости – 32 миллиарда 30 миллионов рублей на сегодняшний день.

Риски, конечно. Мы сегодня будем проговаривать с концессионером вопрос риска – это доплаты до минимального гарантированного дохода. Если не будет того трафика и не будет хватать сбора платы, которая зависит, как мы понимаем, от трафика и утвержденного тарифа, тогда концедент – это правительство Новосибирской области – должны доплачивать концессионеру. Мы сейчас ведем переговоры, чтобы какую-то часть риска, возможно, концессионер, если договоримся, возьмет на себя.

Афонина:

- Эксперты приводят и плюсы, и минусы. В частности, плюс – мост обоснован, соответствует генплану города. Без него, мол, обойтись никак нельзя. Поэтому и все равно надо строить. Плюс? Да. Так же и приводят следующий аргумент: участие федерального финансирования, отсутствие финансирования со стороны города. Плюс. После строительства моста возможен вариант запрета грузового движения по другому мосту Новосибирска – Октябрьскому. А еще энергетический эффект большой стройки: появятся рабочие места.

Бондарева:

- Безусловно. Но скептики говорят, что это может загнать регион в серьезные долги, если такой масштабный проект в условиях кризиса. Скорее всего, будет удорожание. Это тоже имеет свой резон.

С нами на связи Константин Антонов, доктор социологических наук, руководитель Новосибирского филиала фонда развития гражданского общества.

Антонов:

- Надо посмотреть предысторию всей этой проблемы. Понятно, что мегаполис перегружен транспортом и в значительной степени транзитным транспортом. Для решения транспортной проблемы было предложено в свое время несколько вариантов – строительство метро до вновь разросшихся районов. И строительство объездных дорог, строительство восточного обхода было начато в прошлом году. Но оно было законсервировано, поскольку денег нет. И постепенно там разрушаются объекты, которые были построены.

Весной откуда ни возьмись вдруг возникает проект четвертого платного, подчеркиваю, моста. Платного. Вся эта история начала обрастать какими-то слухами. Совершенно не было понятно, кто, чего и откуда. Мы привыкли, что такие грандиозные проекты планируются, обговариваются с экспертами. Ничего этого не было сделано. И с весны до июня фактически общественность и депутаты те же находились в неведении по поводу этого проекта. Слухов было много. 22 июня депутаты на сессии потребовали от администрации области отчитаться и разъяснить, что там происходит.

Было назначено проведение круглого стола в июле, на который были приглашены разработчики, представители администрации. И выяснилась чудодейственная картина: по проекту планируется 25 миллиардов потратить из средств «Платона», якобы конкурс в Росавтодоре проводится. 6 миллиардов вкладывает концессионер, то есть, мост будет строиться на основе заключенного концессионного соглашения. И здесь начинается самое интересное. Концессионер вкладывает 6 миллионов рублей. За 20 лет эксплуатации моста должен получить 91 миллиард. Подумайте! Несопоставимые суммы.

Но самое интересное, на что обратили внимание депутаты, это то, что концессионер может зачехлить, как музей Ленина, этот мост холщовой тряпочкой. И там никто может и не ездить по этому мосту. А в бюджет области – 91 миллиард – все равно выплатит.

Депутаты стали спрашивать: а на основе чего вы модерируете прибыль? И получается ситуация, что деньги концессионер собирается получать от платы за проезд. По мосту. Вдумайтесь. Плата в один конец по 6-километровому мосту будет составлять 152 рубля в один конец. Если мы посчитаем, что туда – обратно гражданин будет платить 300 рублей. В месяц более 5 тысяч. И это при средней зарплате в 28 тысяч рублей. Понятно, что никто этого платить не будет.

Второй момент. Пару лет назад у нас был сдан Бугринский мост, который заполнен всего лишь на треть, потому что он просто соединил две пробки. И люди из одной пробки в другую по нему просто не ездят.

Откуда вы взяли такие суммы? Откуда вы взяли этот трафик? Кто и как считал? Никто ничего, ни разработчики, ни правительство не смогло ответить.

Более того, вдруг нам предложили какие-то странные социологические исследования, согласно которым 70 процентов новосибирцев сказали, что мы будем платить по 153 рубля. Когда депутаты попросили представить программу исследований, до сих пор этого представлено не было.

И началось бодание. Начались непонятки. Хочу заметить, что вопрос в Заксобрании подняли не какие-то оппозиционеры, а подняли, извините, депутаты фракции «Единая Россия». Очень долго молчал мэр по этому поводу. По-видимому, договорились, что во время предвыборной кампании не использовать эту тему в качестве электоральных преимуществ.

На прошлой неделе мэр тоже выступил. Сказал, что мы не будем. Депутаты горсовета высказались. Они задают вопрос: почему именно мост? Почему не обход восточный? Почему не станция метро? Почему мост именно в этом месте? Кто принимал решение? Никаких ответов на этот вопрос нет. И на сессии в четверг этот вопрос опять был поднят. Губернатору были заданы неприятные вопросы, ответов получено не было.

Афонина:

- А лично ваша оценка всего региона какова?

Антонов:

- Плюсы от этого моста понятны. Нам говорят, что к нам придут инвестиции в 25 миллиардов рублей. Слушайте, страна в кризисе! Это единственный плюс. И я, и общественники, и эксперты, и депутаты, и мэр, и горсовет убеждены в том, что этот проект городу не нужен. Именно в том варианте.

Афонина:

- Вы меня не услышали! Я просила отойти от темы моста и поговорить в границах всей области.

Антонов:

- Регион развивается, хотя особых импульсов нет. Программа реиндустриализации принята. Она широко пиарится. Но никаких сдвигов и успехов нет. Государственный долг у нас растет. И история с этим мостом… Есть еще одна история концессионного соглашения мусоропереботки, мусоросортировки. Там за 6 миллиардов вложенных денег инвестор получит 121 миллиард! За 40 лет.

Те конфликты на пустом месте, которые сейчас разжигаются, они абсолютно не нужны.

Афонина:

- Спасибо огромное. Настя, давайте вернемся к началу разговора, что были проведены исследования по такому рейтингу напряженности. Новосибирск попал в десятку.

Бондарева:

- После таких моментов, о которых мы узнали, это многое объясняет.

Посмотрим. Решение еще до конца не принято. Обсуждается и проект моста. Насколько я знаю, в ноябре должны состояться окончательные итоги. И решение будет принято по этому проекту. Возможно, не случайно эту тему все подняли сейчас и обсуждают.

Афонина:

- Из позитивного. В Новосибирской области пройдет молодежный чемпионат мира по хоккею в 2022 году. Чем не повод? И есть возможность порадоваться или огорчиться за новосибирских чиновников, чьи зарплаты согласно решению губернатора стали на 10 процентов меньше.

Бондарева:

- Экономят на себе.

Афонина:

- Хорошо. Мы тоже будем экономить время наших радиослушателей. Мы не успеваем зачитать сообщения новосибирцев. Спасибо!