В Сахалинской области перед судом предстанут лица, виновные в крушении самоподъемной плавучей буровой установки «Кольская» в Охотском море, в результате которого погибли 53 члена экипажа
Фото: Архив КП
Напомним, что все произошло вечером 18 декабря неподалеку от Сахалина в Охотском море, когда шли седьмые сутки буксировки буровой установки «Кольская» от Камчатки.
- Сама буксировка началась 11 декабря 2011 года. На борту находилось 67 членов экипажа. Хотя по документам должно было быть как минимум на 28 человек меньше. Это и стало одним из основных нарушений. Чтобы сэкономить деньги предприятия, и.о. главного инженера ОАО «Арктикморнефтегазразведка» запретил людям, которые вообще не были задействованы в буксировке, покинуть судно, - рассказывает Александр Демин, заместитель руководителя Дальневосточного СУ на транспорте СКР. - Море и погода были спокойными вплоть до 16 декабря. Но зимой погода переменчива, на шестые сутки начался шторм. Тогда ответственный за буксировку совершил еще одну роковую ошибку - увеличил скорость движения до 4,8 узлов, при том, что допустимо было лишь 3,2 узла. О своем решении он уведомил и.о. генерального директора и и.о. главного инженера, на что они никак не отреагировали.
Итог - из-за максимальной скорости и сильного биения волн о корпус 17 декабря в нижней части платформы стали появляться трещины. Внутрь буровой проникла вода, носовая часть наклонилась вперед. Но это было только начало трагического конца.
- Чтобы как-то сгладить ситуацию, необходимо было перевести «Кольскую» в состояние дрейфования. Но в очередной раз руководители ОАО «Арктикморнефтегазразведка» не предприняли никаких мер. В это время скорость ветра уже достигла 25 метров в секунду, а волны поднялись до 5-6 метров, - рассказывает Оксана Полшакова, старший помощник руководителя Дальневосточного СУ на транспорте СКР. - Из-за этого у буровой установки сорвало носовую опору, затопило балластные цистерны, а герметичность водонепроницаемых закрытий была нарушена. Вода поступала в машинный отсек в таком количестве, что насосы были бессильны. Крен носовой части увеличился до опасного состояния.
- Ну сами представьте, - объясняет Александр Демин. - Высота вышек более 100 метров. Небоскреб в море. Естественно, любой существенный крен - и платформа переворачивается. Человек, отвечавший за буксировку платформы, это понимал и докладывал руководству компании, что платформа обречена, но добро подать сигнал SOS не получал до последнего. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Мы послали SOS, но нас никто не услышал!"
Поздно сушить весла
О том, что ситуация уже окончательно вышла из-под контроля, обвиняемые поняли лишь спустя сутки, 18 декабря.
- Они отдали запоздалое указание опустить опорные колонны, но это не помогло. Обвиняемые понимали, что все может окончиться трагедией, но опять из соображений экономии денег (ведь организация вывоза людей с установки потребовала бы затрат на аренду судов и вертолетов) не предпринимали никаких действий, - продолжает Александр Демин. - Видя бездействие руководства, капитан «Кольской» самостоятельно отправил сигнал SOS утром, 18 декабря.
Похвальная инициатива капитана оказалось запоздавшей. Спустя шесть часов платформа вместе с людьми пошла ко дну.
Все, по словам выживших, произошло очень быстро. Люди, поняв, что гибель «Кольской» неизбежна, в ожидании спасительных вертолетов вышли на спецплощадку. Но тут платформа резко начала накреняться на нос.
- Все происходило очень стремительно, люди понимали, что это конец, и побежали на корму. В числе спасенных были лишь те, кто, как это не парадоксально, решился прыгнуть в бурлящее море, - рассказывает подробности Александр Демин. - Всех остальных перевернувшаяся платформа утащила за собой. Только один из потерпевших рассказал нам, что по счастливой случайности вынырнул из-под уже уходящей на дно платформы. Тех, кто оказался в воде, подобрали суда, участвовавшие в буксировке «Кольской». ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Валите на капитана, он утонул" - один из обвиняемых не понимает, почему в списке виновных отсутствует фамилия его начальника
Тайна из глубины
В числе погибших были капитан и человек, отвечавший за доставку платформы на Сахалин. Если бы они выжили, то тоже сели бы на скамью подсудимых.
- Их вина в трагедии доказана следствием, но ввиду смерти обвиняемых дела в отношении них закрыты, - объясняет Оксана Полшакова. - Из топ-менеджмента ОАО «Арктикморнефтегазразведка» выжил только начальник буровой «Кольская».
18 декабря 2011 года в 12 часов 46 минут «Кольская» опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более километра, унеся с собой жизни 53 человек. Пострадавшими по уголовному делу признаны более 80 человек, в том числе и жители иностранных государств. Родственники двух погибших нефтянников проживают в Болгарии и Норвегии.
- Сами погибшие являлись жителями различных регионов России от Дальнего Востока до Мурманска и Московской области, - продолжает заместитель руководителя СУ. - Нам пришлось допросить более 200 человек по делу и сделать очень сложные экспертизы, аналогов которым в экспертной практике нет.
Самым сложным было осмотреть место трагедии - буровую платформу «Кольская», которая покоилась на глубине 1000 метров. Чтобы эксперты и следователи смогли установить виновных в катастрофе, на затонувшую установку отправили глубоководный аппарат «Triton». На использование этого аппарата пришлось раскошелиться ОАО «Арктикморнефтегазразведка».
Подводный аппарат исследует повреждения затонувшей буровой "Кольская"
- Более 10 миллионов рублей им это стоило, - объясняет Александр Демин. - Аппарат смог проникнуть не везде, так как буровая получила очень большие повреждения, но все, что было снято на фото и видео, оказалось вполне достаточным, чтобы эксперты смогли дать оценку действиям всех, от кого зависела безопасность проведения операции по буксировке «Кольской». ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Обвиняемых начали знакомить с материалами о крушении буровой "Кольская", 16 ноября 2013 года
Обвинение по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц», а точнее 53 человек, предъявлено и.о. заместителю генерального директора по безопасности мореплавания и и.о. главному инженеру. Оба вину свою не признали и, естественно, всю ответственность за трагедию перекладывают на тех, кто погиб.
Сейчас расследование уголовного дела завершено и оно передано в суд Сахалинской области. Максимум, что грозит обвиняемым, - это семь лет тюрьмы. Родственники погибших людей хоть и получили страховые выплаты, все же намерены предъявить ОАО «Арктикморнефтегазразведка» гражданские иски. Суммы разные - от 500 тысяч до 2 миллионов рублей.