Общество

Зачем кошмарят бизнес, или кому выгодно испортить инвестиционную привлекательность Еврейской автономии?

Маленький Биробиджан из-за скандальной истории, связанной с продажей местной исторической достопримечательности - кинотеатра «Родина», фактически раскололся на три лагеря

Маленький регион с большими проблемами

Первый - клеймит мэра и предпринимателей, которым, по их мнению, на халяву достался кинотеатр, кстати, первое каменное строение в столице Еврейской автономии и практически сверстник города 1937 года постройки.

Второй лагерь - те, кто, глядя на преобразившийся очаг культуры, куда теперь и зайти не страшно, наоборот встал на защиту городского главы и бизнесменов, решившихся вложить десятки миллионов рублей в изначально не прибыльный социальный проект.

И третий лагерь - ну, тем вообще без разницы, кто победит в этой схватке, они просто наслаждаются тем, что теперь им, чтобы посмотреть киноновинку и отдохнуть с семьей, не нужно ехать в соседний регион - Хабаровск за 150 километров.

Помните слова из песенки Шапокляк: «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя». Детский мультик, по сути, стал пророческим для мэра Биробиджана Андрея Пархоменко, а за компанию с ним - предпринимателей Сергея Мишина и Дмитрия Поздеева.

Биробиджан - население около 75 тысяч человек, вроде бы управлять этим городом проще простого, если не одно очень существенное но... Хронически дефицитный бюджет. Причем ооooчень дефицитный. А откуда взяться большим деньгам?

Вот были годы, когда столицу ЕАО знали и ценили даже в Хабаровске, особенно модницы. Чего стоила трикотажная продукция, текстиль, обувь, производимая на предприятиях столицы Еврейской автономии. А «Дальсельхозмаш» вообще был единственным на Дальнем Востоке заводом, выпускавшим сельхозтехнику. И в 2009 году под фанфары был обанкрочен. Сейчас единственные источники пополнения местного бюджета - это налоги с еще выживающих частных предприятий.

И уповать приходится лишь на появление в регионе крупных инвесторов, только вот ситуация последних лет как-то не особо благоволит тому, чтобы бизнес спешил вкладываться в Биробиджан. А тут скандал на скандале, после чего предприниматели невольно начали задумываться, а стоит ли вообще иметь дела с местными властями, рисковать деньгами и особенно свободой.

Среди потенциальных инвесторов в последнее время главная тема для обсуждений - уголовное дело, где главными обвиняемыми стали чиновник - бизнес. Клеймо «Позора» повесили на главу столицы Еврейской автономии Андрея Пархоменко и двух его земляков - предпринимателей Сергея Мишина и Дмитрия Поздеева. Чиновник и бизнесмены, принявшие участие в инвестировании проекта, кстати, исключительно социального значения, что в наше время большая редкость, так как найти желающих вложиться в дело, которое априори обречено на отсутствие прибыли, еще поискать нужно, по мнению следственного комитета ЕАО, если верить предъявленному обвинению, на самом деле совершили мошенничество. А глава злоупотребил своими полномочиями. Впрочем, давайте все по порядку.

Когда «Родина» уродина

Заходим в приемную мэра Андрея Пархоменко, двери в кабинет нараспашку, как будто его хозяин вот-вот явится и примется за работу. Но это лишь видимость. Вот уже как почти полгода он по «настоятельной рекомендации» местного следственного комитета вынужден сменить мэрское кресло на тюремные нары. И все из-за желания, как говорят в кулуарах его подчиненные, наладить культурную жизнь в городе.

- Понимаете, - вздыхает Сергей Солтус, и.о. главы мэрии Биробиджана, - бежит из города молодежь, бежит. А что им тут делать? Работа, дом, работа. Это в лучшем случае. Из всех развлечений - кафе, рестораны да по набережной прогуляться. Нет, у нас, конечно, замечательная филармония, артисты большие иногда заезжают, ну, еще музеи есть, как же без них, областной центр все же.

А вот так, чего-то для повседневного отдыха в Биробиджане вообще нет, точнее не было, до 2013 года. Именно с того времени все и началось.

Стыдно сказать, но биробиджанцам, чтобы просто похрустеть попкорном во время киносеанса, тем, что посостоятельней, приходилось совершать грандиозный автопробег. До ближайшего кинотеатра нужно было проехать чуть больше 150 километров. Даже по меркам такого мегаполиса, как Москва, это перебор. А вот жителям со средним и ниже среднего достатком приходилось довольствоваться, так сказать, тем, что есть.

- Нет, кинотеатр у нас был, ну, и сейчас есть, конечно. «Родина», можно сказать, - наше культурное наследие, как-никак первое каменное здание ЕАО, да еще и почти ровесник самого Биробиджана, - объясняет Сергей Солтус. - Только вот в последние годы желающих туда заходить, не говоря уже о том, чтобы посмотреть сеанс, практически не было. Да и опасно было там вообще находиться.

Мэрия как могла поддерживала местный синиматограф, но это, как сказал и.о. мэра, было лишь латанием дыр.

- Наступил момент, когда в основном зале ну уже никак людям нельзя было находиться: полы проваливались, со всех щелей сквозило, - вспоминает чиновник. - Поэтому в 2011 на заседании городской думы было решено выделить средства на ремонт.

А заодно и кресла поменять, на прежних - деревянных, сохранившихся еще со времен царя гороха - сидеть было невозможно, полтора часа сеанса превращались в пытку. Еще мэрия задумалась над заменой старого, нет, смело можно сказать, древнего проектора.

- Тогда мы думали, что этих вложений, чтобы хоть как-то привести кинотеатр в порядок и сделать его более привлекательным для населения, хватит, - сетует Сергей Солтус и, выдержав паузу, продолжает. - Знаете, иногда легче построить новое, чем отремонтировать старое. Вот кинотеатр «Родина» был именно этим случаем. Это я как инженер вам говорю.

Взявшись рьяно за дело, бригада мастеров сразу наткнулась на очевидное-невероятное. Под дощатым полом в основном зале вместо ожидаемого фундамента была земля. Просто земля, а вместо металлических шпал-перекрытий строители-энтузиасты оставили потомкам, в качестве наследства, перевернутые железные корыта.

- Это здание для нас вообще было сплошной загадкой, документация очень древняя, - рассказывает чиновник. - И определить по ней сметную стоимость работ было невозможно, что стало для нас самой большой головной болью. Насколько мне известно, специалисту, составлявшему расчеты, пришлось работать только по похожим проектам.

Но каждый раз, когда чиновники думали, что все учли, «Родина» опять ставила их в неудобное положение.

В поисках выхода из культурного шока

Сразу вспоминается история с кинотеатром «Хабаровск». Хотя здание и более современное, нежели биробиджанская «Родина», но почему-то желание у мэрии дальневосточной столицы вкладывать бюджетные деньги в реконструкцию в одного особо не возникало. Решили привлекать инвесторов, которых искали долго и очень трудно и мучительно. Прошу заметить, Хабаровск не Биробиджан: и город больше, и люди позажиточней, и, так сказать, в качестве инвестирования площадка более привлекательная. Тем не менее, даже «Хабаровск» вложившимся в него бизнесменам, с его тремя кинозалами общей вместимостью более 700 человек, кафе, боулингом и игровыми автоматами, прибыли как-то не приносит. Им бы отбить вложенные в ремонт миллионы. Развлекательный центр до сих пор дотируется из бюджета города, что называется, для поддержки штанов. Поэтому, на фоне хабаровских возможностей, у маленькой, разваливающейся на глазах «Родины», перспективы на новую жизнь вовсе были безрадостные.

К тому же катастрофически дефицитный бюджет муниципалитета не мог себе позволить до бесконечности ежегодно выкидывать по несколько миллионов рублей в бездонную, дышащую на ладан «Родину».

- Именно поэтому мой руководитель мэр Биробиджана Андрей Пархоменко в 2012 году и решил найти инвесторов и восстановить кинотеатр, - вспоминает и.о. главы мэрии Биробиждана. - Если бы была другая возможность, например, попасть в какую-нибудь федеральную программу, как это нам удалось со стадионом «Дельфин», то мы бы лучше выбрали этот путь, но иных вариантов, кроме как привлекать бизнес, у нас не было.

Легко сказать - трудно сделать. Предприниматели - люди далеко не глупые, они любят и могут считать свои деньги. Поэтому основным фактором, склоняющим чашу весов в пользу участия в том или ином проекте, как правило, является будущая прибыль, соизмеримая с вложенными в проект средствами. Здесь же от социального формата мероприятия ждать чего-то было невозможно, да и предложение мэрия делала не без подвоха. Поэтому претендента, желающего вложиться во вторую жизнь «Родины», биробиджанские чиновники искали очень долго и открыто, путем проведения конкурса.

Все обсуждения по дальнейшей судьбе кинотеатра мэрия вела при участии местных депутатов и даже городской прокуратуры. Тогда в 2012 все дружно кивали и всех все устраивало, даже сумма оценки имущества в 17 миллионов 144 рубля 770 копеек: обветшалое здание и все, что в нем представляло хоть какую-то ценность (4 кинопроектора и комплект аппаратуры «Долби», а еще новые кресла) - ни у кого не вызвала вопросов.

- Условия заключенного в последующем договора были жесткие. Во-первых в ООО «Киномир» мэрия входила лишь своим капиталом в виде имущества — здания кинотеатра «Родина», специализированной техники для кинопоказов и т.д, а вот инвестор деньгами в размере 32 миллиона рублей, которые на тот момент с учетом расчетно-сметной документации должно было вполне хватить на реконструкцию здания, - поясняет Виктория Кытман, заместитель председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Биробиджана по юридическим вопросам. - К тому же, городская администрация настоятельно рекомендовала включить еще ряд условий, например, таких, как - сохранение исторического фасада здания, то есть внешний облик здания не должен был вообще никак видоизмениться и сохранение функционального назначения объекта, говоря иначе, ничего кроме кинотеатра и сопутствующих предприятий (кафе и игровых автоматов) в здании, которое было признано культурным наследием, больше располагаться не может.

Предпринимателям мэрия обрезала все пути, на случай, если те пожелают превратить «Родину» в чисто коммерческий объект, например, торговый центр, ну, или баню.

Кстати, документы об объявлении конкурса и все, что связано с созданием ООО «Киномир», с вхождением в него имущества мэрии, еще в 2012 в местной прокуратуре прошли проверку на, так сказать, коррупционную составляющую.

- Мы в обязательном порядке копии всех актов, которые принимает мэрия, высылаем для проверки в прокуратуру, - продолжает Виктория Кытман. - Так было и с документами по «Родине». И тогда прокуратура нам никаких замечаний и протестов не высказывала.

Получив ободрение надзорного органа и желая снять с бюджета ненужное финансовое бремя, чиновники поспешили на поиски инвестора-самоубийцы. Искали повсюду. «Родину» в качестве бизнес-вложения рассматривал даже известный хабаровский бизнесмен Игорь Неклюдов, который не понаслышке знает кинобизнес. В дальневосточной столице он владеет сетью кинотеатров и развлекательных центров.

- Больше месяца были здесь его специалисты, ходили, смотрели, считали, - вспоминает Марина Новожилова, директор кинотеатра «Родина». - Долго торговались за то, чтобы администрация убрала условие о сохранении функциональной принадлежности здания. Видимо, они понимали, что возврата вложенных в здание 32 миллионов им, в случае, если здесь будет только кинотеатр, ждать придется долго. В общем, в итоге они сказали, что за такие деньги, а может еще и дешевле, проще построить новое здание, чем отремонтировать нашу «Родину».

Стрижка только начата

- Да, мы рассматривали этот вариант инвестиций, но когда зашли на объект, то поняли, что денег там понадобится куда больше, чем было заявлено в извещении о проведении открытого конкурса, - комментирует по телефону представитель ОАО «Дальрео». - К тому же мы понимали, что в нынешнем профиле кинопроката и с учетом платежеспособности местного населения, и потоком зрителей, отбивать вложенные средства придется очень и очень долго. Так что мы отказались принимать в этом участие.

Но мэр Биробиджана Андрей Пархоменко все же надеялся, что желающие взять под крыло «Родину» найдутся. И нашлись. Два местных бизнесмена Сергей Мишин и Дмитрий Поздеев. Два друга, выросших в Биробиджане и состоявшихся здесь как предприниматели, не могли остаться безучастными и решили подарить родному городу новый кинотеатр.

- Когда они выиграли этот конкурс на инвестирование, многие знающие их бизнесмены открыто называли их самоубийцами и крутили пальцем у виска, - объясняет Марина Новожилова. - Настолько все верили в бесперспективность этого проекта, а главное полное отсутствие надежды вообще когда-либо вернуть потраченные на реконструкцию деньги.

И правда, как сказал представитель «Дальрео», заявленных денег в 32 миллиона оказалось недостаточно.

- Когда мы только начали снимать ГВЛ, которым были обшиты стены, рухнула часть потолка, в стенах вообще зияли дыры, - рассказывает директор, проводя экскурсию по новому кинотеатру. - До ремонта здесь зимой можно было находиться только в верхней одежде, настолько было холодно, из всего интерьера - пара картин, зеркало и напольные вазы. Перед сеансом люди просто толпились в фойе. А туалета и вовсе не было.

Если бы не красочный рассказ Марины Новожиловой, любой, кто оказался бы в «Родине» сейчас, вряд ли бы поверил, что еще пару лет назад здесь был тихий ужас. Теперь же уютный интерьер, кстати, сделанный по спецзаказу в Питере, несколько кафе, стеклянная трасса. Из наследия прошлого осталось только кинооборудование, да и то пришлось доводить до ума и те самые кресла, которые мэрия за бюджетные деньги установила накануне грандиозного ремонта. Сейчас кинотеатр стал местом сбора молодежи. Сюда приходят не только посмотреть киноновинки, которые появляются здесь одновременно со всей страной, но и просто посидеть за чашечкой кофе.

В общем, итог - вместо 32 миллионов рублей Сергею Мишину и Дмитрию Поздееву пришлось вложить более 52 миллионов, такова была цена за просчет проектировщиков реконструкции и сюрпризов строителей, возводивших здание в далеком 37 году.

Естественно, предприниматели, уже вложившие в реконструкцию «Родины» солидную сумму, на полпути останавливаться не стали. И, взяв кредиты, продолжили работать. Мэрию на тот момент это вполне устраивало. Еще бы - голова не болит, за успех всего дела в ответе инвестор, и голова о деньгах должна была болеть у предпринимателей.

- На тот период Мишин и Поздеев не думали о том, как будут решать вопросы с мэрией по факту дополнительных затрат ввиду неучтенных, в ходе составления сметы на реконструкцию, работ, - рассказывает Виталий Гумиров, юрист ООО «Экран», учредителями которого являются Мишин и Поздеев. - На тот момент задача была одна - закончить в срок все работы, так как на все про все мэрия отвела не более 6-7 месяцев. Поэтому улаживание всех финансовых вопросов оставлялось на потом.мэр Андрей Пархоменко торжественно перерезал ленточку и в обновленную «Родину», как на экскурсию, хлынули биробиджанцы.

- Первое время люди действительно приходили к нам не только посмотреть фильмы, но и просто взглянуть, что мы тут наделали, - улыбаясь, вспоминает директор «Родины». - Многие, кому финансы не позволяли ездить в кинотеатры Хабаровска, такой красоты в глаза не видели. Когда можно прийти, раздеться, посидеть в кафе перед сеансом, посмотреть фильмы в формате 3D. Цивилизация.

Однако, даже несмотря на то, что количество посетителей после открытия выросло, как минимум вчетверо, кинотеатр, как это и предполагали инвесторы, был далек от прибыльного дела. Но выделять дотации на учреждение культуры мэрия уже не желала. Корабль по имени «Родина» спустили на воду и отправили в свободное плаванье. Однако грузилом висел должок за реконструкцию, которая вместо 32 миллионов потянула на 50 с хвостиком. И чиновники, естественно, чтобы избежать дополнительной финансовой нагрузки на хилый бюджет, начали искать выход.

Караул! Синиму угнали!

В итоге, подбив все барыши, составив оценку, мэрия решает продать свою долю Мишину и Поздееву. Сделка, по мнению чиновников, удалась. Во-первых, муниципалитет без особых усилий, а главное - финансовых затрат, решил важный социальный вопрос об организации досуга молодежи. Во-вторых, за судьбу, и прежде всего за содержание вечно дотационного социального объекта, да еще и признанного культурным наследием здания, теперь голова будет болеть у инвесторов. В-третьих, сохранились рабочие места, пусть немного, но для маленького Биробиджана с его уровнем безработицы и это показатель. И в-четвертых, предприниматели еще и остались должны мэрии порядка 7 миллионов 800 тысяч рублей.

И все бы ничего, но во всем этом подвох усмотрела сначала прокуратура, а потом и следственный комитет. И те, и другие посчитали, что свою долю мэрия оценила очень скромно и что на самом деле ей цена не 17 миллионов 144 тысячи 770 рублей, которую на момент 2012 года никто не оспаривал, включая, напомним, ту же прокуратуру, а 52 миллиона 412 тысяч 131 рубль. Кстати, оценка, которую произвели следователи, делалась уже исходя из нынешнего состояния «Родины», лишь сделав скидку на фактический износ.

Итог - в отношении мэра Андрея Пархоменко и предпринимателей Сергея Мишина и Дмитрия Поздеева возбуждено уголовное дело. По мнению следствия, именно дружеские отношения чиновника и бизнесменов позволили им провернуть аферу века. Все трое и не отрицают, что знакомы, еще бы, выросли в одном городе. И, возможно, лишь поэтому Мишин и Поздеев решились вложиться в безнадежно бесприбыльный проект.

Да, вот тебе и прибыльное дельце. Пришел, вложил деньги в культпросвет, да еще и под статью загремел.

Кстати, а что городская прокуратура, которая в свое время одобрительно кивала головой по факту создания ООО «Киномир»? Теперь за них говорят их областные коллеги, которые, посчитав, что мэрия своими действиями лишила людей возможности наслаждаться искусством кинематографии, подала в арбитраж иск о признании сделки ничтожной и потребовала вернуть долю (имущество мэрии), вложенную при создании ООО «Киномир» обратно в МАУ «ЦРК - кинотеатр «Родина».

Ну, раз уж так все развернулось и, если следовать логике следователей, инвестиционный проект обернулся крупным мошенничеством, возникает закономерный вопрос. Понес ли за недосмотр над ушлыми чиновниками наказание кто-то из прокурорских, ведь они проверяли документы мэрии практически на всем этапе формирования ООО «Киномир» и объявлении конкурса? Странно, но на этот вопрос областная прокуратура затруднилась ответить, мол, расследование еще длится. Как, впрочем, надзорный орган и не смог уточнить, проводилась ли ими по данному поводу служебная проверка, с положенным разбором полетов и оргвыводами, так скажем, чтобы не допустить подобного впредь.

И еще один щекотливый вопрос, который может обернуться для мэрии ооочень большой проблемой. Но об этом, по ходу, никто из силовиков не задумывается. В случае реституции, то есть возвращения сделки к началу, каждый должен остаться при своем. Мэрия - получить обратно «Родину», а инвесторы - вложенные деньги, если не все 50, то хотя бы 32 миллиона, которые были прописаны в контракте. Учла ли этот факт областная прокуратура - тоже не известно. На этот вопрос, как и о порке своих коллег, она затруднилась ответить.

- Они хотят, чтобы суд деньги, вложенные Мишиным и Поздеевым, засчитал как компенсацию за нанесенный вред, - комментирует Виталий Гумиров, юрист ООО «Экран». - Только вот в чем выражается этот вред - понять очень сложно. Видимо, в том, что бизнесмены вытащили из забытья «Родину» и у города теперь появился замечательный кинотеатр, в который не только не стыдно зайти самому, но и гостей города привезти.

Однако пока идут арбитражные разбирательства и следствие, которые скоро уже отметят годовщину, пока мэр протирает штаны на нарах, а бизнесмены, сидя под домашним арестом, вынуждены наблюдать, как загибается их выстроенный десятилетиями бизнес, никто не задался самым главным вопросом: «Кто из бизнесменов после этой истории со многими неизвестными, находясь в здравом уме и твердой памяти, вообще захочет иметь даже копеечное дело с властями Еврейской автономной области и Биробиджаном в частности? Если даже прокурорская проверка будущих инвестиционных сделок не дает тому самому инвестору гарантии, что он потом не расплатится за это своим бизнесом, а то и вовсе свободой?».