Премия Рунета-2020
Хабаровск
+5°
Boom metrics
Общество22 декабря 2015 22:00

Ошибки мэра Охи придется исправлять правительству Сахалинской области

Маленький город на севере острова ждет развязки в уголовном деле своего главы, с легкой руки которого, по версии следствия, 20 тысяч жителей остались без водоочистных сооружений
Тимофей СУЩЕНКО
Ошибки мэра Охи придется исправлять правительству Сахалинской области

Ошибки мэра Охи придется исправлять правительству Сахалинской области

Фото: Тимофей СУЩЕНКО

«Комсомольская правда» подробно писала о том, как развивались события по этому скандальному делу в 2014 году. Журналист специально выезжал в Оху, чтобы на месте посмотреть, чем живет город, а главное, встретиться с героями материала. Именно после выхода нашей статьи «Сахалинский город Оха ждет эпидемия» следственный комитет области окончил расследование и перешел к финальной стадии. И вот уже несколько месяцев полным ходом идет процесс ознакомления с материалами дела основных обвиняемых - мэра Охи Александра Шкрабалюка и гендиректора фирмы-подрядчика ЗАО «Дальэлектромонтаж» Владимира Левина, последний, кстати, несмотря на свою молодость, успел побывать в кресле министра строительства областного правительства, но недолго.

Напомним, что на протяжении нескольких лет Роспотребнадзор активно склонял охинскую администрацию к тому, что городу в 20 тысяч населения очень нужны очистные сооружения. Необходимость назрела настолько, что эпидемиологическая служба была вынуждена обратиться в суд.

Деньги на строительство были выделены немалые, в том числе и из областного бюджета, только вот с фирмой-подрядчиком ЗАО «Дальэлектромонтаж» мэрии как-то сразу не повезло, а тут еще скандал. И.о. начальника управления капитального строительства городской администрации Светлана Бариева подписала документы и незаконно перечислила на счет компании 360 миллионов. Кстати, как позднее установит следствие, настоял на переводе денег лично Александр Шкрабалюк, причем специально для этого наделил свою подчиненную правом подписи финансовых документов, правда, почему-то всего на один день. Кстати, совпадение это или нет, но Владимир Левин, который, собственно, и возглавлял фирму, выигравшую конкурс, спустя несколько дней после того, как деньги упали на счет, сел в министерское кресло в правительстве Сахалинской области. Дело было еще при опальном губернаторе Александре Хорошавине.

Светлана Бариева не стала отпираться и сразу признала свою вину, за что уголовное дело в отношении нее было прекращено, правда, не по реабилитирующим основаниям. А недавно женщина была вынужденна уволиться из администрации, где после скандала, трудилась рядовым специалистам.

- Надоело ловить на на себе косые взгляды, а я ведь только выполняла указание мэра, - рассказывает Светлана по телефону. - Впрочем, все, что произошло, - для меня хороший урок. Не верить никому. И это повод начать новую жизнь.

Город Оха действительно очень маленький. И Светлану можно понять. Кто-то ее осуждает, мол, дала показания на мэра, и теперь честный мужик мается, а кто-то, наоборот, в душе, правда, очень глубоко, поддерживает ее. Ведь все понимают на примере другой женщины, которая, собственно, и заварила всю эту кашу, что в маленьких городах с теми, кто идет против системы, особо не церемонятся.

Ирина Злыднева - та, кто написала заявление в Следственный комитет России о том, что мэр Александр Шкрабалюк, пользуясь своим положением, увел предназначенные для строительства водоочистных сооружений деньги.

- Это был июнь. Я как раз собиралась в отпуск и пришла к нему с заявлением, - делится Ирина. - А он мне выдвинул условие: или я подписываю документы о приемке несуществующего оборудования, или я никуда не пойду. Я отказалась. Он потом в итоге, пока я была в отпуске, Бариеву додавил.

Но самый любопытный факт - в беседе с журналистом «Комсомольской правды» свидетельница по уголовному делу в отношении мэра Охи сообщила, что город давно мог получить водоочистные сооружения, если бы не странная позиция местного прокурора Сергея Александрова.

- Я ему еще до того, как деньги были переведены на счет ЗАО «Дальэлектромонтаж», сообщила на личном приеме, что мэр пытается всеми способами провернуть эту аферу, - комментирует Ирина Злыднева. - А он в ответ отправил меня подумать, собраться с мыслями и написать заявление. Пока я писала, деньги и ушли.

В итоге город до сих пор фактически находится на грани эпидемиологической катастрофы. 360 миллионов, по словам мэра Александра Шкрабалюка, якобы были все же потрачены по назначению и ушли на закупку оборудования. Так это или нет - суд разберется, только от этого никому не легче. ЗАО «Дальэлектромонтаж» в долгах, как в шелках. И если верить данным арбитражного суда по Сахалинской области, из процессов не вылазит и с деньгами у него очень туго, если не сказать, что их вообще нет. Зато нареканий по качеству выполнения работ со стороны других заказчиков, в числе которых знаменитый сахалинский областной театр имени Чехова, пруд пруди.

Но самая забавная ситуация складывается в прокуратуре. Сразу после вышедшего материала «Сахалинский город Оха ждет эпидемия» по распоряжению Генеральной прокуратуры России областная прокуратура Сахалина была вынужденна провести проверку по факту наличия личной заинтересованности прокурора Александрова в сокрытии факта незаконной деятельности мэра. И... о, чудо! Нет таких фактов. А то, что прокурор вообще никак не отреагировал на сообщение о готовящемся преступлении и не предотвратил незаконные действия мэра, о чем свидетельствуют материалы следствия, то это, если верить ответу из областной прокуратуры, вполне даже норма.

Позвольте, а зачем тогда Закон о прокуратуре? Где четко сказано, извините, не будем цитировать все, но черным, как говорится, по белому сказано: «(статья 1, пункт 2) «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций».

Выходит прокурор Александров должен был хоть как-то отреагировать на сообщение о готовящемся преступлении, ведь речь шла, как минимум, о жизни и здоровье населения целого города, где в любую минуту, не дай Бог, из-за отсутствия очистных сооружений, может вспыхнуть эпидемия. Впрочем, видимо, руководству областной прокуратуры не в первой прикрывать своего подчиненного и спасать честь мундира, а то зачем бы им держать на такой должности человека, на котором служебных взысканий, как игрушек на новогодней елке.

- На ваш запрос о предоставлении информации в рамках публикации материала на сайте КП.ру о ситуации, связанной с расследованием уголовного дела в отношении мэра Охи Шкрабалюка А.М., сообщаю, что в настоящее время охинский городской прокурор Александров С.А. имеет дисциплинарные взыскания, - прокомментировали в областной прокуратуре.

Правда, уточнить, сколько именно взысканий, видимо, постеснялись, а по неофициальной информации их восемь или девять. Тогда возникает закономерный вопрос: «Кому выгодно прикрывать косяки охинского прокурора?».

А вот у нового правительства Сахалинской области сейчас голова болит о том, как возобновить стройку водоочистных сооружений, в которых очень нуждается население третьего по численности города на острове. Осталось только решить - как и за какие средства все исправить?