Общество

Бомбометание по ледяным заторам отработали авиаторы и спасатели МЧС в Хабаровске

Пока «минирование» шло на аэродроме, где базируется авиаотряд, но уже в апреле им предстоит применять навыки в боевых условиях
Бомбометание по ледяным заторам отработали авиаторы МЧС в Хабаровске

Бомбометание по ледяным заторам отработали авиаторы МЧС в Хабаровске

Фото: Борис КОКУРИН

Уже февраль - весна не за горами, а именно весной авиация МЧС становится чем-то похожа на военных. Обычные вертолеты превращаются в бомбардировщики, с которых штатные пиротехники специальными зарядами осыпают ледовые заторы на реках Дальнего Востока.

Над аэродромом хабаровского авиаотряда стоит неумолчный гул вертолетных двигателей. Первый вертолет проходит над расчищенной от мелкого мусора площадкой с мишенью, второй - запускается. Как только он взлетит, авиаторы организуют «карусель». За ним третий, четвертый, пятый. Всего в воздухе будут работать семь экипажей.

Вот так и происходит сброс имитационных зарядов на практике

Вот так и происходит сброс имитационных зарядов на практике

Фото: Борис КОКУРИН

Взлет, проход над полем, уход на второй круг, бомбометание, посадка, загрузка зарядов и снова все сначала. Без перерыва четыре часа подряд. Спасательный вертолет не военный, у него нет специальных пилонов, поэтому сброс мешков, имитирующих заряды, ведется прямиком из салона.

Мы вместе с четверкой спасателей внутри Ми-8, свистят лопасти, ревут двигатели. Вертолет под управлением опытнейшего Станислава Штинова заходит на цель. Винтокрылая машина прижимается так низко к земле, что кажется, еще немного и заденет колесами сухую аэродромную траву. Но это только кажется, хотя снежную пыль винты все-таки поднимают.

Чем ниже идет машина, тем больше вероятность попасть точно в цель

Чем ниже идет машина, тем больше вероятность попасть точно в цель

Фото: Борис КОКУРИН

Впрочем, чем ниже идет машина, тем больше вероятность попасть точно в цель, а это очень важно. В заряде тротил, если разбросать такие «игрушки», где попало, мало не покажется никому. За сохранность вертолета переживать не стоит - на зарядах стоят замедлители, которые позволят экипажу удалиться на безопасное расстояние перед тем, как прогремит взрыв.

- Сложность заключается в том, что мы идем очень низко к земле, на высоте от двух до пяти метров, и на минимальной скорости - порядка 15-20 километров в час, - рассказывает Антон Володкин, начальник отдела летной подготовки Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России. - Чтобы спасатели успели выложить заряды взрывчатых веществ на установленную дистанцию.

Вес зарядов около 40 килограммов, но большая часть это опилки песок

Вес зарядов около 40 килограммов, но большая часть это опилки песок

Фото: Борис КОКУРИН

Спасатель в салоне поднимает руку и дает отмашку - кричать бессмысленно, рев двигателя перекрывает все. Минеры берут разложенные на специальном «столе» (на самом деле он называется «дистанционная вертолетная система уничтожения ледовых заторов», но в обиходе просто стол - прим. авт.) имитации зарядов и по желобу, через люк в днище, сбрасывают их на землю. Затем прилипают к иллюминатору - попали? Попали. И пилот уводит машину на второй заход.

После сброса зарядов спасатели прилипают к иллюминаторам оценивая точность попадания

После сброса зарядов спасатели прилипают к иллюминаторам оценивая точность попадания

Фото: Борис КОКУРИН

- Главное правильно взаимодействовать с экипажем, чтобы работа была эффективной, - делится Станислав Елизаров, пиротехник Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда. - Это очень опасный груз. А особую опасность представляют инициирующие взрывчатые вещества - они имеют высокую чувствительность к взрыву и требуют чрезвычайно осторожного обращения. Главное соблюдать технику безопасности и тогда все обойдется.

После сброса, заряды подбирают и снова кладут в вертолеты

После сброса, заряды подбирают и снова кладут в вертолеты

Фото: Борис КОКУРИН

Уже в апреле-мае, с началом ледохода на дальневосточных реках, первые экипажи вылетят взрывать лед. Дело для них привычное, этим приходится заниматься практически каждый год. В зоне особого внимания пиротехников - республика Саха (Якутия) и верховья рек Хор и Тумнин в Хабаровском крае.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

- Лучший вертолетчик МЧС России: Мы ведем непрерывный бой за жизни людей. Корреспондент «КП-Хабаровск» встретился с лучшим пилотом вертолета госавиации России. Именно такое звание получил один из самых известных пилотов Дальнего Востока Станислав Штинов (подробнее)

- Авиацию МЧС проверили на прочность и профессионализм в Хабаровске. На аэродроме МЧС завершился летно-методический сбор, на котором сдавали экзамены представители всех авиаотрядов МЧС России (подробнее)

- Хабаровские спасатели получили в свое распоряжение еще один современный вертолет. Накануне новенький Ми-8, только с завода, пополнил парк авиационно-спасательного центра МЧС (подробнее)

- В Хабаровском крае двух охотников эвакуировали вертолетом МЧС. Один из мужчин получил травмы катаясь на снегоходе (подробнее)