Премия Рунета-2020
Хабаровск
+15°
Boom metrics
Происшествия29 марта 2024 9:54

«С этой стороны граница, они орать начнут»: двое человек ответят за врезавшийся в сопку Ан-26 под Хабаровском

Командира авиазвена и диспетчера осудят за гибель экипажа Ан-26 под Хабаровском
Ан-26 пропал радаров 22 сентября в 18:12

Ан-26 пропал радаров 22 сентября в 18:12

Фото: ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

Вечер 22 сентября 2021 года, живописные сопки Большехехцирского заповедника под Хабаровском окутывает густой туман. Резко и немного жутковато: «Ничего не было видно», - говорили местные жители. Зато слышно. Странный гул, нетипичный для этих мест. Похожий на громадной силы удар или взрыв.

ТАМ ВЫСОКАЯ ГОРА

Сначала люди подумали: «Пограничники что-то затеяли». Здесь как раз проходит граница с Китаем. Но военные успокоили народ - не мы. Тогда кто? В этот момент с радаров пропал самолет-лаборатория Ан-26 RA-26673. Он как раз пролетал в районе Хехцира.

В районе авиакатастрофы была облачность, которая мешала поискам обломков

В районе авиакатастрофы была облачность, которая мешала поискам обломков

Фото: ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

Самолеты над заповедной территорией низко летают в исключительных случаях. Пропавшему Ан разрешили подняться ради проверки и настройки радиотехнического обеспечения полетов аэродрома Хабаровск (Новый). Проще говоря, оценить работу локаторов, которые помогают воздушным судам заходить на посадку. На борт поднялись шестеро членов экипажа, в 14:59 самолет взлетел.

Экипаж выполнил 13 прерванных заходов на полосу. Уходы на второй круг и заходы для выполнения очередного пункта программы делал левым разворотом. Завершающая часть - обследование курсового радиомаяка. Для этого самолет должен был отдалиться на 36 километров от аэропорта. В 19:15 Ан-26 ждали на земле.

Судя по расшифровкам речевого самописца, около 18:00 самолет был в 36 километрах от аэропорта. Как раз в это время начал опускаться туман, поднялся сильный ветер, пошел дождь. На этот раз штурман-инструктор запросил у диспетчера правый разворот. Получив разрешение скомандовал: «Все, поехали вправо, обратным посадочным […] А то там с этой стороны граница, они орать начнут».

В 18:12 Ан пропадает с радаров. Последняя зафиксированная диспетчерами высота - 600 метров. На пути у самолета была гора Хребтовая (больше 1000 метров). Поэтому и минимальная безопасная высота полета здесь - 1200 метров.

РАЗОРВАЛО НА КУСКИ

Крушение самолета подтвердили не сразу: нужно было увидеть обломки своими глазами. В тот же вечер в небо поднялись вертолеты МЧС и Росгвардии. Но из-за плохой погоды и ужасной видимости поиски с воздуха свернулись быстро - еще одной катастрофы никто не хотел. Стали разрабатывать пеший маршрут до предполагаемого места авиакатастрофы. Путь предстоял не близкий и опасный.

Обломка самолета разбросало по склону горы Хребтовая

Обломка самолета разбросало по склону горы Хребтовая

Фото: ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

23 сентября в воздух вновь поднялись вертолеты. После пары неудачных попыток (мешала облачность) Ан-26 был найден. Точнее, то, что от него осталось: самолет разорвало на кусочки разбросало по склону горы. Удар был такой силы, что разрушился аварийный радиомаяк и один из самописцев. Выжить в такой жуткой авиакатастрофе не представлялось возможным.

Вертолеты не смогли сесть в районе крушения - мешали высокие деревья и склоны. Поэтому на место направились спасатели и следователи в сопровождении вооруженных егерей. Идти предстояло 13 километров по холмам и в окружении диких животных, в том числе медведей и амурских тигров. Группа добралась к вечеру. Выживших среди членов экипажа не было.

Встал вопрос: «Как вывозить обломки и останки?». Единственное решение - садить здесь вертолет. Значит, надо рубить деревья. Но нельзя без разрешения Минприроды России - место-то заповедное. 24 сентября необходимые документы были получены. Спасатели приступили к подготовке посадочной площадки.

Обломки, останки, личные вещи членов экипажа вывозились три дня. 27 сентября работы были завершены.

В ТУМАН

В авиакатастрофе погибли: командир воздушного судна - Михаил Симонов, второй пилот Георгий Попов, штурман Андрей Большаков, старший штурман Юрий Дрожжин, бортмеханик Дмитрий Зайцев, старший бортовой оператор по облету средств РТОП (руководитель отдела авиационных работ. - прим. ред.) Сергей Твердунов. Они прилетели из Читы.

По факту ЧП было заведено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена». В ЗАО «Летные проверки и системы», которому принадлежал Ан-26, прошли обыски. Свое расследование организовал Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Обломки самолета вывозили на вертолете

Обломки самолета вывозили на вертолете

Фото: ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

Выводы комитета оказались неутешительны. По мнению МАК, к авиакатастрофе привело несколько роковых факторов. Например, экипажу не назвали минимальную безопасную высоту в районе полета, а приборы, информирующий об опасном сближении с землей, «молчали». И на самолете, и у диспетчера.

Да и сам полет был совмещен с обучением штурмана. Именно он, по версии МАК, прокладывал маршрут. Хотя он у него не было допуска к летным проверкам. А наблюдал за самолетом еще один диспетчер и тоже стажер, для которого это была девятая практика на рабочем месте. Справедливости ради, за ним наблюдали инструкторы. Но почему-то огромную гору не заметили.

Один из бортовых самописцев разрушился

Один из бортовых самописцев разрушился

Фото: Восточное МСУТ СК РФ

ОБВИНЯЕМЫЕ

Обвинение было предъявлено командиру авиазвена и диспетчеру-инструктору управления воздушным движением. Следствие пришло к выводу, что первый допустил к полету членов экипажа без предварительной подготовки. И скрыл данный факт от руководства организации. А диспетчер «не скоординировал работу авиаторов по маневрированию». В итоге шестеро человек погибли, а ущерб компании-владелице самолета оценили более чем в 58 миллионов рублей.

В деле о крушении Ан-26 обвиняются двое человек

В деле о крушении Ан-26 обвиняются двое человек

Фото: ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

- Следователями собрана достаточная доказательная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным Дальневосточным транспортным прокурором обвинительным заключением направлено в суд, - сообщили в пресс-службе Восточного МСУТ СК России.

Но и вины с экипажа никто не снял. Уголовное дело в отношении командира воздушного судна и 3 членов экипажа прекращено в связи с их смертью.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:

Все члены экипажа разбившегося в Хабаровском крае Ан-26 погибли

Обломки воздушного судна разметало по хребту, их нашли на высоте порядка 600 метров (подробнее)

Крушение самолета Ан-26 под Хабаровском: найдены обломки

Воздушное судно пропало с радаров во время полета над заповедником (подробнее)

«Всем сейчас очень плохо»: жена второго пилота пропавшего под Хабаровском Ан-26 рассказала о состоянии семьи

Обломки самолета нашли на сопке в тайге, есть ли выжившие - неизвестно (подробнее)

Появились фото и видео с места крушения Ан-26 под Хабаровском

Обломки самолета обнаружены в районе горы Хребтова (подробнее)

В районе пропажи самолета Ан-26 под Хабаровском стоял туман

По предварительной информации, воздушное судно врезалось в сопку (подробнее)